Иди помой посуду сейчас же, уберись, сходи живо в магазин, – делилась подруга. – Я психовала и уходила в свою комнату, а потом снова возвращалась и с отвращением выполняла поставленное задание. Кем я себя тогда чувствовала? Да никем. Я ребёнок, мне 13-14 лет, мной командуют, за меня принимают решение.
Кто я? Просто исполнитель. Чего мне хочется больше всего? Проявить волю. Пойти наперекор, протестовать, сделать так, чтобы с моим мнением стали наконец считаться. И ты знаешь, я всерьёз тогда задумалась о самоубийстве. Даже записку предсмертную пробовала писать. Хотя сама знаешь, не было в наше время никаких «синих китов» и прочей черни. Просто хотелось сделать наперекор, доказать, что самостоятельная и сама могу распоряжаться своей жизнью. Вот даже расстаться с ней была готова. По крайней мере на бумажке. Чтобы доказать, что могу быть самостоятельной сама по себе, без чьей-то указки....» История, рассказанная близким человеком, не оставила меня в стороне. В один момент стало так страшно за всех нас. Страшно за то, что мы лишаем себя выбора. В детстве нам кажется, что этого нас лишают взрослые. В остальное время мы сами лишаем себя выбора, боясь в этом признаться. Просто в какой-то момент запрет дошёл до автоматизма, а мы его последовательно повторяем.
Просьба, совет, приказ. На языке взрослого эти слова как оттенки одного и того же. Только из-за этих оттенков рушатся маленькие детские судьбы. Не сразу, постепенно. Мы вырастаем и продолжаем нести внутри себя тотальную системную ошибку. Передаём её нашим детям, они – своим, и так до бесконечности. Нескончаемый замкнутый круг. Всё бежим как белки в колесе, а в итоге падаем без сил. Не хочу верить в то, что нельзя ничего исправить. Вернее не так: хочу верить, что всё поправимо. Я верю, что ребёнку можно дать право выбора. Обкакаться в штаны, упасть на коньках, разбить губу, разодрать колени и многое другое.
Особенно это стоит делать в сложном для подростка переходном возрасте. Я часто слышала слова знакомых, говоривших, что они пошли получать образование ради родителей. Чтобы образование просто было. Мол, так положено. Раз за всё уплачено, то и выбирать ребёнку незачем. И каждый день человек идёт в университет по инерции, потому что так надо кому угодно, но только не ему. Он идёт, ведь сказано, что от этого ему будет лучше. А через десяток-другой лет боится взглянуть в глаза уже своим детям: ведь настанет же когда-то время учить их, а как это делать, если сам о жизни ничего не знаешь. Страшно.
Мы продолжаем гонку за деньгами, славой, амбициями. Но совсем забываем слушать сердце. Помню, как отец рассказывал, что были при его университете рабфаки, которые готовили ребят к поступлению в вузы. За год можно было присмотреться, понюхать пороха, понять, твоё или нет, и идти искать себя дальше. А что если такую возможность дать сегодня нашим школьникам переходного возраста? Взять за руку и провести по разным сферам жизни и профессиям. Системно, рядом с такими же заинтересованными ребятами, которые хотят пробовать искать себя. Спросить у них, чего они желают, а после начать тот самый поиск. Родители могут зарабатывать деньги, хранить очаг, а ребёнок наконец почувствует на себе ответственность за то, что он сам может принять решение. Как думаете, обрадуется? Сходить в театр и написать рецензию, почувствовать себя в роли театрального критика, а после обсудить свой отзыв с единомышленниками.
Примерить на себя роль психолога, помочь себе и поделиться наблюдениями с коллегами. Поучаствовать в акции по безопасности дорожного движения. Попробовать организовать и осветить школьные соревнования, поработать в команде таких же, как ты. Отсудить в конце концов матч своей футбольной сборной, прийти домой и рассказать об этом родителям, а ещё лучше позвать их на этот матч лично, чтобы они видели, что их ребёнок стал частью чего-то важного, нужного, искреннего. И это был его выбор. А значит, уже сам факт достоин уважения. Мы можем выбирать. В любом возрасте. Не важно, дети мы или взрослые дети. И, кажется, именно в этом кроется наше общее спасение.