Потом изменилась страна, грянул путч и обесценился рубль. В нулевые Олег Матыцин стал ректором, а после – президентом Российского студенческого спортивного союза. В конце 2015 года приятные новости пришли из Лозанны, где президентом FISU впервые был избран россиянин – профессор, заслуженный тренер страны и член Совета по развитию физической культуры и спорта при Президенте России Олег Матыцин. В январе 2020 года Владимир Путин назначил Олега Матыцина министром спорта.
– Олег Васильевич, сегмент студенческого спорта – это инструмент
для воспитания и прививания важных ценностей для молодёжи. У наших партнёров из
NCAA большую роль в развитии студенческого спорта играет бизнес. Скажите, а что
нужно российскому студенческому спорту?
– Я бы не сказал, что в NCAA правят деньги. Из истории следует, что эта
организация была создана по решению президента США Теодора Рузвельта. Ректоры
ведущих учебных заведений обратились к нему, чтобы ввести общие правила из-за
большого количества травм у спортсменов. С тех пор в США сложилась мощная идеология
и корпоративная культура в университетском спорте. Появились прекрасные
спортивные сооружения. И понимание, что спорт обязателен для успешного
человека. Сегодня спорт в США – это модно.
– А как быть у нас?
– В России спорт должен стать частью образовательной программы. Надо,
чтобы это было отражено в законодательстве, необходимо обеспечить вузы
спортивными сооружениями. Важны кампусы. Это задачи на годы вперёд. В наших
географических условиях сложно развивать спорт без спортивной базы. Мы предлагали
начать с федеральных университетов, где есть возможности создать
инфраструктуру. Частично могли бы использовать и азиатскую модель.
– Что за модель?
– В конце девяностых годов китайское правительство решило создать Центр
подготовки студенческих сборных команд на базе университетов. Сегодня в эту
систему, действующую под юрисдикцией Министерства науки и высшего образования,
включено более двухсот вузов. Было бы правильно, если бы Минобрнауки России
также сделало спорт приоритетом развития высшего образования в стране.
– Кстати, про Китай. В 1991 году вы окончили Пекинский
университет. Это связано с тем, что профессионально играли в настольный теннис?
– К тому времени я закончил профессиональную карьеру, работал
преподавателем и тренером. У меня была мечта: очень хотелось изучить всё
передовое и привезти в Россию! Хотя на самом деле Китай использует советские
спортивные технологии, которые успешно работают и сейчас.
– Удалось изучить опыт?
– Мне удалось. Но как его использовали… Он остался в книгах и
диссертациях. А студент не сосуд, который надо наполнить. Это факел, который
нужно зажечь. Надеюсь, новое поколение преподавателей будет внимательнее
относиться к зарубежному опыту.
– А что в Китае восхитило?
– Восхищение – не вполне правильное слово. Уважение вызывает система
спорта и образования. Как она строилась, как работает и сочетается с
государственной политикой. Яркий пример – Пекинский университет спорта. В 1953
году его фактически создал ГЦОЛИФК. Наши преподаватели выезжали и делились
методиками. Но в 1990-е мы потеряли кадры и преемственность, а в Китае этого не
произошло. Сегодня Пекинский университет – номер один в Азии и номер три – в
мире.
– Почему?
– Приезжают ведущие учёные, читают лекции, проводят исследования. Хотя
раньше они у нас учились. Теперь пришло время учиться и нам. Я рад, что ГЦОЛИФК
заключил новое соглашение о сотрудничестве с Пекинским университетом спорта. По
правительственной программе они предоставляют бесплатную стипендию иностранцам.
Хочешь учиться там – нужно лишь желание. Китай для России – стратегический
партнёр. К нам очень хорошо относятся, и мы должны это использовать.
– Сколько вы прожили в Китае?
– Десять месяцев.
– Тяжело далось решение туда поехать?
– Когда у человека есть мечта, ему всё легко. Моей семье далось сложнее.
Тогда у нас был маленький ребёнок. С женой всего два года были вместе. Это
стало для нас испытанием.
– В теннис играли с китайцами? Интересно всё-таки.
– Играл. Там любопытная система подготовки. Каждый день тренировки. Я
играл в группе с китайцами, но они не были профессионалами. Все профи – в
центрах подготовки олимпийского резерва. Я занял седьмое место на
соревнованиях, которые проводились в Пекинском университете.
– Ещё русские там были?
– Нет, только я один. Нас направляли по линии госкомитета по образованию
в международной группе.
– Удалось общий язык найти?
– Да. Все понимали язык спорта. И у меня был русско-китайский переводчик
(смеётся).
– Какое первое впечатление произвёл Китай?
– Было непросто. Одна из основных сложностей – я ни разу не жил в
общежитии. А ещё вокруг иностранцы. Дискомфорт испытывал из-за разных укладов
жизни. Но помогали китайские тренеры, которые окончили ГЦОЛИФК. Можно сказать,
взяли опеку надо мной.
– Чем отличаются уклады жизни?
– С китайцами не надо спорить. Их нужно принять такими, какие они есть.
И дальше с этим жить и радоваться. У них в стране было мало иностранцев. И
когда останавливаешься – вокруг тебя сразу собираются люди. Всем интересно,
сразу начинают что-то обсуждать.
– Не помните интересных случаев из той поездки?
– Как-то ехал на велосипеде, остановил китайца и спросил, где институт
физкультуры. Он согласился проводить. Мы долго ехали, потом повернули во двор.
И он, счастливый такой, говорит: «Всё, приехали!» И показывает на здание
института физики!
– У них все на велосипедах передвигаются?
– Очень много людей. Утром выезжаешь – море велосипедистов. Ты
вливаешься туда, и оно тебя несёт. А ещё это море поёт. Они же такие радостные.
С утра поют, радуются жизни. Такая поющая китайская нация.
– Говорят, они дисциплинированные.
– У них в десять вечера всё закрывали. Территория кампуса огорожена.
Однажды задержался в соседнем университете допоздна. Приезжаю на велосипеде –
всё закрыто. Начал стучать, поднял бедного сторожа. Потом долго стучался в
общежитие. А на следующий день меня к себе вызвал декан и сделал выговор: «Ещё
раз – и с тобой попрощаемся!». У них очень строгий контроль. Как и в
государстве.
– Чем там питались?
– Как гласит китайская пословица: «В Китае едят всё, что стоит на четырёх
ногах, кроме стола. Всё, что имеет крылья, кроме самолёта. И всё, что плавает
под водой, кроме подводной лодки!». Всё едят.
– А какое у вас любимое блюдо?
– Напишите, свинина по-сычуански. И курица с кешью.
– Наши студенты уезжают учиться в Америку и Европу. Почему не в
Китай, если там так круто?
– Молодёжь ориентирована на Запад. Ещё в Китае сложный язык. Надо учить
его в России, а потом совершенствовать. Разговорный – простой. А вот
письменный…
– И в чём успех китайцев?
– Всё очень быстро развивается. Хотя они делают то же, что и СССР.
Китайцы приглашают к себе, много студентов отправляют учиться. Международная
политика через образование – это просто мощнейший инструмент!
– В России что-нибудь изменилось после приезда?
– Я вернулся, и сразу в августе прогремел путч. Я уезжал активным
комсомольцем, заместителем секретаря по идеологии, членом партии. Вернулся – жизнь
перевернулась.
– Через какое время после приезда стали воплощать идеи?
– Сразу. У меня сохранились связи. Стали приглашать китайских
специалистов читать лекции. А материалы, по которым я учился, стали
распространять среди тренеров, преподавателей.
– Целью вашей предвыборной кампании в 2015 году было объединение
людей. Это вам удаётся?
– Спорт – область конфликтная. Многие главы государств используют его,
чтобы заработать бонусы или отстоять интересы. Наша задача – минимизировать
политические риски. От них никуда не денешься. Стараемся убедить руководителей
государств, что молодёжь требует внимания. За молодёжью будущее, а оно не
должно быть агрессивно! Молодёжь – это локомотив истории.
– Как считаете, насколько важен сегмент
студенческого спорта в вузах? От кого зависит, будет
развиваться спорт в университете или нет?
– Важно понимать роль ректора в системе российского
студенческого спорта. Главный человек в вузе должен своё внимание направлять на
студентов. Посмотрите на руководителей университетов. Почему люди считают, что
ректор должен быть как прораб на стройке: решать вопросы по замене труб и прочие
ситуации? Для него важнее всего студенты. Обратите внимание, сколько ректоров,
неравнодушных к студенческому спорту, появилось в России в последние годы. В
России давно ведётся рейтинг лучших губернаторов. Почему бы подобный рейтинг не
сделать для ректоров и не прописать студенческий спорт как критерий отдельной
строкой? Это бы наверняка пошло на пользу студенческому спорту России.