В современном мире спорт неразрывно связан с технологиями: один из самых наглядных примеров – автоспорт.  В студенческой среде он развит преимущественно в технических вузах. Неудивительно, ведь в автоспорте нужно владеть не только навыком управления автомобилем, но и умением собрать авто с нуля. Кроме того, студенческий автоспорт в России не только является увлечением, но и осуществляет вклад в инженерное будущее страны.

Фото: «Формула Студент Россия», fstudent.ru

«Формула Студент» (Formula Student)

«Формула Студент» – международный образовательный проект, основанный Сообществом автомобильных инженеров (SAE). Он реализован во многих странах, и Россия не исключение. «Формула-1» по-студенчески проводится с 1978 года представляет собой мини-версию «Королевских гонок».

В рамках «Формулы Студент» команды высших учебных заведений разрабатывают прототипы спортивных автомобилей и бизнес-планы на их запуск в мелкосерийное производство. Для студентов участие в таком соревновании – бесценный опыт.

В сентябре 2021 года в подмосковном аэродроме «Быково» состоялись инженерно-спортивные соревнования «Формула Студент Россия 2021».  В соревнованиях приняли участие 17 университетских команд из России, Венгрии, Египта и Пакистана. 

Участники разработали автомобили в двух классах: автомобили с двигателем внутреннего сгорания и электромобили. Студенты представили самостоятельно спроектированные и построенные гоночные автомобили.

Фото: «Формула Студент Россия», fstudent.ru

Команда Тольяттинского государственного университета (ТГУ) заняла первое в общем зачете в классе автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Главным трендом года стали электромобили. Лидером стал автомобиль команды Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Баумана).

В 2022 году российский этап «Формулы Студент» состоится в сентябре. Российские команды уже вовсю готовятся к этому этапу. 

В столице России студенческий автоспорт развивается во многих университетах: не только в инженерном направлении, но и в менеджменте автоспорта. Команды создают автомобили, в которых воплощают все свои идеи.

МГТУ им. Н.Э. Баумана 

Bauman Racing Team – команда, основанная в 2012 году, являющаяся трехкратным чемпионом России в «Формуле Студент». Студенческая команда МГТУ им. Н.Э. Баумана уже десятый год занимается постройкой гоночных болидов.

Последние два года команда трудится над созданием первого беспилотного электрического болида класса Formula Student в России. Над проектом работают около 80 человек. Студенты запустили серию видео о своем пути к реализации первого беспилотного электроболида BRT-8D.

Сейчас Bauman Racing Team находится на стадии сборки и наладки систем автомобиля, проводит различные тестирования электронных систем, систем безопасности и ведет отладку алгоритмов, используемых в автономном движении.

Класс соревнований для беспилотных электрических болидов в соревнованиях Formula Student существует с 2017 года. За время существования этих соревнований иностранные команды набрали немалый опыт в разработке подобных автомобилей, некоторые из них частично делятся своими наработками в своих статьях и публикациях. Частично опыт зарубежных команд был использован бауманцами в качестве отправной точки.

В 2022 году было запланировано участие команды МГТУ им. Н.Э. Баумана на соревнованиях в России, Италии и Чехии. Итальянский и чешский этапы состоятся уже в конце июля. 

Фото: Bauman Racing Team, baumanracing.ru

 «Меня вдохновляют люди, с которыми я работаю в одной команде, и возможность помочь человечеству, упростив и обезопасив дорожное движение через применение беспилотных автомобилей. Подготовка к соревнованиям идет по плану, но есть некоторые нюансы, связанные с доставкой комплектующих и логистикой, которые могут внести корректировки в наши планы, но мы надеемся, что этого не произойдет», – признался капитан команды Bauman Racing Team Павел Карасев.

Московский Политех

Московский политехнический университет (МПУ) известен высокими достижениями в строительстве автоспортивной техники. Студенты производят с нуля гоночные болиды, электробайки, электроквадроциклы и беспилотный транспорт. 

Внутри университета функционирует лаборатория гоночного инжиниринга, в которой реализуется большая часть проектов по спортивным автомобилям. Здесь студенты и специалисты Московского Политеха занимаются созданием гоночных прототипов для участия в различных соревнованиях. 

Команда FDR MOSCOW – профессиональная инженерно-гоночная команда, за историю которой было создано 11 прототипов, 10 из которых разработаны специально для международных соревнований Formula Student. 

В 2017 году команда начала свою работу на гоночным спортпрототипом Fenix класса CN 2.0. Инженеры команды с техническими задачами справились успешно – об этом говорит не одна победа. Несколько успешных этапов в REC, один из которых в 2019 принес команде первое место и собственный рекорд круга. Работа над спортпрототипом идет постоянно, что позволяет достигать лучших результатов и превосходить собственные рекорды. Благодаря последней модификации команде удалось улучшить собственное время круга на трассе Moscow Raceway на полторы секунды. 

Фото: SMP Racing, smpracing.ru

«Наша команда нацелена на подготовку специалистов в инженерии, в частности в автомобилестроении. Действительно, во времена «Формулы Студент» на наших прототипах участвовали студенты, у которых уже был опыт, но сейчас наши проекты крупней и профессиональней, поэтому пилотами являются известные личности в мире автоспорта. Например, Константин Терещенко – пилот Европейской серии Ле-Ман», – отметила представитель Центра развития инжиниринга Московского Политеха Екатерина Кузнецова.

На данный момент команда занимается разработкой гибридного спортпрототипа для дальнейшего участия в гоночных соревнованиях. Проект включает в себя полную разработку: от концепции до конечного продукта. Анализы, расчеты, 3D-моделирование проекта, производство, сборка и проведение испытаний – все это реализуется студентами и сотрудниками Московского Политеха.

МАДИ

Факультет автомобильного транспорта Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета является родиной студенческого автоспорта вуза. В МАДИ проводятся соревнования по автомногоборью и любительское ралли, проходят мастер-классы мировых автобрендов и знаменитых гонщиков.

«Формула МАДИ» – студенческая инженерная команда, которая создает автомобили для участия в международных соревнованиях «Formula Student». В международной серии студенческих инженерных соревнований Formula SAE команда МАДИ стала первым участником из России. 

С 2020 года команда ведет разработку нового роботизированного болида. В сезоне 2022 ребята планируют участвовать в Formula Student в классе DV – беспилотные болиды.

Фото: МАДИ

Из ближайших планов на год у команды – собрать болид за лето и принять участие в московском этапе «Формула Студент» в классе электро-болидов.

«На данный момент мы находимся на этапе производства болида, рама практически готова, остались только мелкие элементы (разного рода крепежные элементы), силовая структура рамы уже полностью готова. По электрике большинство блоков готовы, сейчас идет производство аккумуляторного контейнера», – прокомментировал менеджер по развитию команд Центра Инженерного Образования МАДИ Александр Пастушенко

Также более 20 лет в середине декабря МАДИ проводит любительское ралли. Для соревнований участникам нужна машина и простейшее оборудование: секундомер, калькулятор и смартфон. В ралли нет никаких технических ограничений, поэтому соревнование доступно для спортсменов. 

Если вы мечтаете стать причастным к автоспорту, то это может стать реальностью. Университетские команды ведут набор по многим направлениям, с которыми можно ознакомиться на их сайтах. Помимо инженеров в коллективах также работают дизайнеры, видеографы, контент-менеджеры и другие специалисты. Автоспорт позволяет студентам проявлять креатив, воплощать в жизнь уникальные инженерные решения, а также участвовать в соревнованиях высокого уровня.