После первых для нашей страны домашних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи адаптивный спорт в России получил большую популярность и привлек огромное количество людей с инвалидностью, решивших связать свою жизнь с физической культурой и спортом. 

Приток новых спортсменов поставил задачу подготовки в стране большего количества специалистов в адаптивном спорте. Эту задачу уже не первое десятилетие с успехом решает кафедра теории и методики адаптивной физической культуры Российского университета спорта «ГЦОЛИФК» (РУС «ГЦОЛИФК»). 

Портал StudentSport.ru пообщался с заведующей кафедрой ТиМ адаптивной физической культуры и спорта главного спортивного вуза страны Наталией Рубцовой и узнал об особенностях обучения молодых специалистов по программе адаптивного спорта, опыте, полученном при взаимодействии с иностранными коллегами, влиянии XI зимних Паралимпийских игр в Сочи на развитие адаптивного спорта в стране и новых тенденциях в его развитии.

Фото: StudentSport.ru

–  Наталия Олеговна, как вы оцениваете уровень развития студенческого адаптивного спорта в стране за последние годы?

– Значительно возросла техническая оснащенность вузов, серьезное внимание уделяется вопросу доступности спортивных сооружений. Конечно, это происходит не везде и не всегда. Сталкиваемся с определенными техническими сложностями в вопросах интеграции специальных устройств в уже функционирующие спортивные объекты, но эти проблемы решаются. К сожалению, даже при наличии должного оборудования, не всегда на местах есть специалисты, которые могут быть допущены к использованию этого оборудования.

Если говорить о развитии адаптивного студенческого спорта, здесь требуется много доработок для того, чтобы запустить программы на высоком уровне проведения спортивных соревнований, в которых учитывались бы особенности контингента участников и у каждого спортсмена были бы реальные шансы на победу. 

– Наверное, не секрет, что на новый уровень развития паралимпийское движение и адаптивный спорт вышли сравнительно недавно. На ваш взгляд, что послужило «толчком» для развития?

– Несомненно, это проведение первых в нашей стране Паралимпийских игр в 2014 году в Сочи. Страна очень серьезно готовилась к Играм, и, конечно, вопросов на тот момент было больше, чем ответов. Я принимала участие в подготовке нашей сборной к Паралимпиаде в Лондоне в 2012 году, мы внимательно изучали подготовку к Играм наших коллег из Великобритании.

В процессе подготовки к Сочи-2014 мы провели немало совместных семинаров с различными службами, на которых рассматривали самые разные вопросы. Тот накопленный и полученный опыт в организации и проведении Паралимпийских игр помог нам двигаться в правильном направлении в развитии адаптивного спорта в стране в дальнейшем и организации крупных и массовых соревнований. Все программы и пособия, разработанные в процессе подготовки к Играм в Сочи, сейчас включены в учебный процесс и реализуются уже на национальном уровне. Наши будущие тренеры по адаптивному спорту должны быть готовы к любым ситуациям, как в тренировочном процессе, так и в ходе соревнований.

Фото: StudentSport.ru

Несомненно, Игры в Сочи дали хорошую возможность для получения опыта сотрудниками нашей кафедры, так как у них была возможность увидеть процесс подготовки и проведения крупнейших турниров планеты вживую и изнутри. После Паралимпиады-2014 у наших специалистов накопилось большое количество важного теоретического материала, который постепенно мы внедряли в вузе. Игры в Сочи также помогли сделать очень серьезный шаг в сторону популяризации адаптивного спорта в стране. Все это начинало развиваться с 90-х годов прошлого века, вызывало много вопросов по различным направлениям, начиная, от технической базы и доступности занятиями спортом людей с инвалидностью, заканчивая кадровым потенциалом сотрудников кафедр в вузах и тренерского состава. Все эти вопросы долгое время были открытыми, но после 2014 года развитие адаптивного спорта получило четкую системность.

В 2019 году Учебным центром Москомспорта были открыты программа профессиональной переподготовки тренеров системы департамента, работающих по программам адаптивного спорта. Все специалисты прошли должную подготовку, в том числе курсы для тренеров проводили и сотрудники нашей кафедры. К слову, обучение не только повысило квалификацию слушателей, но и позволило моим коллегам достаточно серьезно переосмыслить некоторые педагогические подходы. В частности, в процессе решения ситуационных задач мы активно интегрировали практический опыт слушателей и предлагаемую теоретическую подготовку. 

И, конечно же, проведение домашней Паралимпиады привлекло большое количество новых спортсменов и зрителей. Часть этих людей тоже пришли в программу адаптивного спорта. Это увеличило количество людей, которые решили начать обучение на нашей кафедре, что дало толчок к  дополнительному оснащению нашей кафедры. Сейчас можно смело говорить, что во всех дисциплинах адаптивного спорта, развивающихся в РУС «ГЦОЛИФК», наши спортсмены очень хорошо технически оснащены. И этот процесс не прекращается. В нашем  вузе всегда стараются дать спортсменам с инвалидностью все самое лучшее, чтобы облегчить им включение в процесс инклюзивного обучения, и тренировочный процесс. Именно этой цели и послужило создание в университете Регионального учебно-методического центра обучения инвалидов, который является методической базой по этому направлению для других вузов Минспорта. 

– Как оцените уровень развития адаптивного спорта и технической оснащенности вузов в других регионах страны? 

– У нас очень хорошо налажен контакт с другими вузами, особенно с профильными физкультурными и спортивными. Мы также тесно взаимодействуем с медицинскими образовательными учреждениями. Многие кафедры, работающие по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)», открывались с нашим участием – мы выступали экспертами по документам, подготовленными этими кафедрами при их открытии. Конечно, сейчас вузы набирают все больше и больше навыков и опыта при работе по программам адаптивного спорта, воспитывают в своих стенах молодых специалистов, но пока уровень технической оснащенности во многих учреждениях оставляет желать лучшего. К сожалению, основная часть вузов физкультурного профиля строилась абсолютно без учета того, что в них могут обучаться люди с инвалидностью. Это касается и нашего вуза. Путь технического переоснащения для образовательных учреждений очень долгий. Но сообща мы находим выходы для того, чтобы этот путь преодолеть и студенты с инвалидностью в наших вузах имели возможность для комфортных занятий спортом и не испытывали бытовых трудностей при обучении.

К сожалению, возможность для обучения в наших профильных вузах пока имеет небольшое количество людей с инвалидностью. Но мы пытаемся эту практику изменить, с большим удовольствием делимся с коллегами накопленным опытом, и уверена, что со временем ситуация в регионах будет меняться.

Фото: РУС "ГЦОЛИФК"

В сборных по многим видам спорта у нас сейчас достаточно возрастной состав. Постепенно приходит молодежь, но пока, к сожалению, далеко не всегда вузы могут «подпитывать» национальные команды должным количеством новых специалистов и спортсменов. 

Мы прекрасно понимаем, что у нас впереди еще большой путь и нам еще очень многое предстоит сделать для того, чтобы внедрить программы адаптивного спорта в повседневную жизнь людей с инвалидностью – для того, чтобы занятия спортом были для них комфортными, безопасными и чтобы руководили этими программами высококвалифицированные специалисты, которые учитывают все особенности того контингента, который будет приходить к ним на занятия.

– К слову о занятиях спортом. Несколько лет назад наша страна, как и весь мир, пережила период пандемии Коронавируса и локдаун, вызванный ей. Это очень сильно ударило по всему спорту, выбило спортсменов и тренеров из их привычного ритма. Как ваша кафедра перестроилась в своей работе на период пандемии и самоизоляции?

– Наверное, в большей мере превалировал эмоциональный момент – мы очень долго адаптировались к новым реалиям. Все-таки, человек – существо социальное, и когда он становится ограниченным в общении и контактах, то переживает тяжелые моменты. Плюс ко всему, к сожалению, многие ребята переболели и по-разному перенесли болезнь, что на какое-то время ограничило их функциональные возможности. Но по-своему тот период был для нас достаточно хорошим опытом в работе: нам пришлось в сжатые сроки искать новые формы для продолжения тренировочного процесса в дистанционном формате и сохранить систему. Здесь наши специалисты проявили гибкость в своей работе и сработали, как настоящие профессионалы. Сейчас эти навыки также успешно применяются, к примеру, в тех случаях, когда спортсмен травмируется или в силу других обстоятельствах не может присутствовать на «живой» тренировке.

Фото: StudentSport.ru

– В последние годы в профессиональном спорте все больше и больше развивается институт спортивной психологии и специалисты этого профиля очень востребованы в различных видах спорта. На ваш взгляд, нужны и важны ли спортивные психологи в адаптивном спорте. Есть ли в планах вашей кафедры программа для подготовки подобных специалистов для адаптивного спорта?

– К сожалению, мы спортивных психологов в «чистом виде» не готовим. Но со следующего года по заказу кафедры психологии мы вводим курс «Спортивно-педагогическое обеспечение адаптивной физической культуры и спорта». Мы будем заниматься этой проблематикой у себя на кафедре. Мы много лет читали курс «Психологию спортивной деятельности инвалидов» в магистратуре по профилю «Адаптивный спорт». Без сомнений, у людей с инвалидностью есть свои особенности, в работе с ними нужно учитывать многие факторы, в том числе поведенческие аспекты, психоэмоциональную реакцию и психолого-педагогические особенности. Очень много моментов, в том числе и частных, которые специалисты должны разбирать и учитывать в своей дальнейшей практической деятельности.

Было бы неплохо в дальнейшем готовить психологов с такой специализацией в спорте. Это было бы первым шагом к тому, чтобы совместно с коллегами  кафедры психологии начать готовить специалистов, имеющих полное представление того, что творится в адаптивном спорте, и понимающих психолого-педагогические особенности спортсменов с инвалидностью и способных оказать профессиональную психологическую помощь.

– Над какими новыми направлениями для развития адаптивного спорта вы сейчас работаете?

– Мы работаем над реализацией программы инклюзивных тренировочных занятий, в рамках которой в одной группе занимались бы дети с инвалидностью и здоровые дети. Моей аспиранткой подготовлена кандидатская диссертация по этой проблеме, которая, надеюсь, будет успешно защищена в конце года. Это очень важно для всех, и родители ребят с инвалидностью были очень рады появлению этой программы. Таким образом, мы может повлиять на социальное мироустройство – воспитать поколение, которому комфортно сосуществовать друг с другом, вне зависимости от особенностей людей, которые тебя окружают. Мы можем добиться большего взаимопонимания внутри социальных групп и вывести все это на новый, глобальный уровень. Очень важно исключить какие-то стереотипы в мышлении молодого поколения: дать понять ребятам с инвалидностью, что они являются равноправными членами в обществе, а здоровым детям – что внешние признаки не могут стать каким-то ограничением. Ведь адаптивная физическая культура и адаптивный спорт – это мир неограниченных возможностей.

Фото: StudentSport.ru

– Большое количество молодых специалистов отпугивают не совсем привлекательные условия оплаты труда тренера по адаптивному спорту. Можно ли сказать, что сейчас для действующих тренеров по адаптивному спорту финансовые условия отходят на второй план, а на первый выходит их энтузиазм и стремление развивать это направление в стране?

– Да, это проблема существует, и, к сожалению, очень печально, что она напрямую касается именно адаптивного спорта – не учитывается та специфика тренерской деятельности, которая есть в адаптивном спорте. В нашем случае, на тренера ложится большая и физическая, и психологическая нагрузка.

Конечно, вопрос финансирования и достойной оплаты труда специалистов в адаптивном спорте при всех сложностях, которые возникают в их работе, стоит во главе угла. Очень надеюсь, что наши специалисты не потеряют энтузиазм, и конечно, земной им поклон за все то, что при всех сложностях они сохраняют желание, стремление и душевное тепло, которое они передают своим подопечным.