Портал StudentSport.ru продолжает знакомить вас с российскими вузами и их преподавателями, которые развивают в своих стенах адаптивный спорт и готовят для него молодых специалистов.

Вслед за Российским университетом спорта «ГЦОЛИФК» (РУС «ГЦОЛИФК») мы побывали в Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) и пообщались о развитии адаптивного спорта и подготовке молодых специалистов с заведующей кафедрой адаптивной физической культуры и спортивной медицины, кандидатом биологических наук, доцентом Ириной Осадченко.

Фото: Кафедра адаптивной физической культуры и спортивной медицины МГАФК

– Ирина Владимировна, прежде всего, расскажите, насколько сейчас популярна профессия тренера по адаптивному спорту среди молодого поколения?

– Могу сказать, что эта профессия в нашей стране очень востребована, так как из года в год количество инвалидов неуклонно растет. Многие люди с инвалидностью обретают себя в спорте, и, конечно же, для становления в этом виде деятельности им необходимы опытные и профессиональные наставники. Хочу отметить, что наша академия готовит не только тренеров адаптивному спорту, но и инструкторов по адаптивному спорту и физической реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ. Потребность в специалистах по адаптивной физической культуре сейчас возрастает. Адаптивный спорт, физическая реабилитация, лечебная физическая культура – это те направления, в которых МГАФК готовит молодых специалистов. Поэтому наши студенты после окончания вуза могут реализовать себя и применить полученные знания в различных направлениях.

Сейчас на обучение по основной профессиональной образовательной программе «Адаптивный спорт» мы набираем студентов только на заочную форму обучения.  Конкурс на одно место у нас традиционно большой, правда мест нам дают не так много, как хотелось, однако в этом году нам увеличили план набора. 

Приятно, что для получения высшего образования Московскую государственную академию физической культуры выбирали и выбирают большое количество титулованных спортсменов-паралимпийцев, среди которых Заслуженные мастера спорта, Мастера спорта международного класса, победители и призеры Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, чемпионатов мира и Европы в различных видах спорта.

– Какие дисциплины в учебной программе вы считаете дисциплинами первостепенной важности для будущих специалистов в адаптивном спорте?

– Я не стала бы делить дисциплины в учебном плане на первостепенные и второстепенные – все они важны для формирования профессионалов в любом направлении адаптивного спорта. Но конечно, будущие специалисты обязаны знать анатомию, физиологию, биомеханику, кинезиологию, теорию и методику спорта, в том числе теорию и организацию адаптивной физической культуры, а также специальную педагогику и специальную психологию. Необходимо знать историю паралимпийского, сурдлимпийского и адаптивного спорта. Плюс, нужны знания частной патологии и частных методик  адаптивной физической культуры, а также основных видов физкультурно-спортивной деятельности – легкой атлетики, игровых видах спорта, гимнастики, лыжного спорта, плавания и других. Все перечисленные дисциплины необходимы для компетентной работы специалиста в адаптивном спорте. Но повторюсь, все перечисленное – это база, которая должна быть у хорошего специалиста в адаптивной физической культуре, и в частности, в адаптивном спорте. 

Фото: Кафедра адаптивной физической культуры и спортивной медицины МГАФК

– Следите ли вы за уровнем трудоустройства ваших выпускников после окончания вуза? 

– Обязательно. Во-первых, после каждого учебного года мы подаем соответствующие данные в Министерство образования РФ, Министерство спорта РФ и  Министерство труда и социальной защиты РФ. Но даже без учета этого, мы можем смело говорить, что наши выпускники гарантированно получают возможность трудоустроиться по профессии в спортивные школы по адаптивным видам спорта, а также общеобразовательные и коррекционные учебные заведения. Повторюсь, профессиональные знания, умения и навыки, которые получают наши студенты в процессе обучения, в нашей стране сейчас очень востребованы.

– Как проходят практики студенты вашей кафедры?

– За годы обучения наши студенты проходят пять различных по содержанию практик. Первая  – это ознакомительная, она проходит на 2 курсе, в рамках этой практики студенты узнают о своей будущей профессии. На третьем курсе – две педагогические практики,  сначала в общеобразовательной школе, в рамках которой они должны научиться контактировать со здоровыми детьми, затем уже в коррекционной школе, где уже наши студенты занимаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день у нас заключен договор с четырьмя коррекционными школами, в которых студенты МГАФК и проходят эту практику. Следующая практика, которая проходит на выпускном курсе -  профессионально-ориентированная,  в рамках нее наши студенты применяют полученные в процессе обучения  знания уже по роду будущей профессии  - это спортивные школы по адаптивному спорту, а у студентов, которые обучаются по профилям «лечебная физкультура» и «физическая реабилитация», практика реализуется в специальных лечебно-профилактических учреждениях  (клиниках); отделениях восстановительного лечения для детей, воспитанников с отклонениями в состоянии  здоровья; в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях. Что касается преддипломной практики, она длится всего две недели и включает в себя подготовку и оформление результатов выпускной квалификационной работы.

– Насколько плотно взаимодействие вашей кафедры с коллегами из других российских вузов и в чем оно заключается?

– Самое тесное взаимодействие у нас с коллегами из Российского университета спорта «ГЦОЛИФК». Ресурсный учебно-методический центр в РУС «ГЦОЛИФК» оказывает помощь в материально-технических средствах по работе с инвалидами, которые мы используем в дальнейшем на учебных занятиях. Заведующая кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры РУС «ГЦОЛИФК» Наталья Олеговна Рубцова – это человек, который на протяжении многих лет занимается развитием адаптивного спорта не только в своем вузе, но и во всей стране. Плюс, мы давно и плотно взаимодействуем с коллегами из Воронежской государственной академии спорта, а также Санкт-петербургского НГУ имени Лесгафта, в частности с Сергеем Петровичем Евсеевым и Ольгой Эдуардовной Евсеевой.

Мы стараемся отправлять наших специалистов на повышение квалификации, переподготовку, различные конгрессы и научные конференции, посвященные развитию адаптивного спорта и физкультурно-оздоровительной работе с лицами с ОВЗ, для того, чтобы быть в курсе новых методик, практик и направлений.

Фото: Кафедра адаптивной физической культуры и спортивной медицины МГАФК

– Какие направления в адаптивном спорте лично вы считаете перспективными или теми, которые требуют большего внимания?

– Конечно же, адаптивный спорт должен развиваться в системе Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр и Игр ЛИН. Прежде всего, нам необходимо до конца выстроить систему проведения соревнований с низшего уровня – начиная с коррекционных школ. Турниры любого уровня позволяют детям социализироваться – улучшать их уровень коммуникации, позволяют им больше общаться со своими сверстниками. На подобных соревнованиях или даже праздниках и фестивалях в коррекционных школах всегда можно найти детей, которые имеют перспективы для дальнейшего роста в адаптивном спорте.

– Насколько нынешняя спортивная инфраструктура Московской государственной академии физической культуры позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья комфортно заниматься спортом? 

– Мы ждем открытия нового учебно-спортивного комплекса МГАФК с новым бассейном и ледовой ареной. Это откроет большие возможности для занятий спортом не только наших студентов, в том числе и  с ограниченными возможностями здоровья, но и для жителей Люберецкого района Московской области. Сейчас же наши студенты пользуются открытым стадионом на территории Академии и тренажерными залами вуза.

Что касается учебного процесса, его немного осложняет тот факт, что здание главного корпуса МГАФК довольно старое ив нем не было предусмотрено лифтов для людей с ограниченными возможностями, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но эта проблема решаема: все наши студенты обучаются на первом этаже – для занятий выдели аудитории и никаких «накладок» в учебном процессе в этом плане нет. Для слабослышащих и глухих студентов разработаны интерактивные лекции и работает сурдопереводчик.

– С точки зрения спортивных результатов, какую дисциплину адаптивного спорта вы считаете флагманской в Московской государственной академии физической культуры?

– У наших студентов есть заметные успехи во многих видах спорта, поэтому назвать какой-то один из них флагманским я не могу. Возможно, с точки зрения результатов несколько выделяются среди других легкая атлетика, бочча, плавание, фехтование, теннис, самбо, тхэквондо и стрельба из лука. Но это не говорит о том, что мы уделяем меньшее внимание другим дисциплинам и видам спорта.

Фото: Кафедра адаптивной физической культуры и спортивной медицины МГАФК

– К сожалению, не многие люди, в особенности те, которые получили инвалидность в процессе своей жизни, готовы принять свое новое положение и социализироваться. В завершении нашей беседы что бы вы пожелали таким людям для того, чтобы они продолжали расти и развиваться в своем любимом деле?

– Во-первых, никогда не сдаваться. Есть очень много возможностей применить свои знания и силы в том числе в адаптивном спорте. Многие люди с инвалидностью начинают заниматься спортом уже в зрелом возрасте, поэтому любой человек может открыть для себя новые грани в спорте, невзирая на возраст. У нас есть огромное количество паралимпийцев, сурдлимпийцев – победителей всевозможных турниров, которые могут служить ярким примером для подражания.

Если мы говорим о детях с нарушениями здоровья, в их судьбе очень важную роль должны играть родители. У нас в планах открытие образовательного центра по адаптивной физической культуре в котором в большей степени работа будет вестись с родителями – именно, самые близкие люди в первую очередь должны прививать детям с инвалидностью интерес к спорту и к жизни.