Ливень, снег, метель, лед, песок – ничто из этого очередному герою нашей рубрики не помеха, он может адаптироваться к любым условиям. Ведь для любителей автоспорта нет никаких преград и препятствий.

Михаил Колесников, выпускник университета ИТМО – личность разносторонняя. В 6 лет Михаил освоил картинг и получил свою первую гоночную лицензию, а уже в школьные годы обрел мечту стать инженером-программистом.

Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Степень бакалавра Михаил получил по направлению «Информатика и вычислительная техника», магистра – по специальности «Системы и технологии цифрового производства». В 2021 году Михаил стал победителем конкурса «Лучший выпускник-2021» в Университете ИТМО. Сейчас Михаил ведет международные научные проекты с бюджетом в несколько миллионов евро.

Михаил старается постоянно все улучшать вокруг себя, разрабатывать что-то новое. Еще в школьные годы наш герой вместе со своим отцом начал разрабатывать «умный дом», позднее – капсулу для сна, «умные» настольные часы. Михаил ведет научно-технические проекты в Российской Федерации и Европе в сфере промышленной автоматизации. В планах – амбициозные проекты, которые помогут людям и роботам работать плечом к плечу.

В свободное от проектов время Михаил увлекается автомобильным и мотоциклетным спортом. Любовь к автомобилям привил отец еще в детстве. Спустя 6 лет обучения в ИТМО Михаил с друзьями решили с нуля открыть свой клуб автоспорта в университете. Сейчас спортсмен занимает должность руководителя клуба. 

Фото: Катерина Рязанцева / Клуб Автоспорта Университета ИТМО

В интервью StudentSport.ru Михаил Колесников рассказал о девушках в автоспорте, планах на ближайший сезон, а также назвал топ любимых автомобилей.

– Михаил, как давно ты в спорте?

– Я в детстве перепробовал множество разных направлений. Начинал я вообще с того, что с четырех лет ходил во все секции подряд. Я занимался различного рода единоборствами, несколько лет посвятил плаванию, сходил на несколько занятий по шахматам, автомобильному моделированию, где создавали машинки на радиоуправлении. Помимо спорта я занимался музыкой, играл на гитаре. Но все это было в формате «попробовать себя». Во многих секциях у меня были даже какие-то успехи, тренеры предлагали выступить на соревнованиях. Не знаю почему, но соревновательный дух с другими людьми мне не нравился. Мне хотелось прогрессировать над самим собой и получать удовольствие от того, чем я занимаюсь. Поэтому, когда ко мне приходил тренер с просьбой выступить на соревнованиях, я принимал решение уходить из секции. В тот момент у меня это четко ассоциировалось с нежеланием идти на соревнования. 

Единственное, в чем я надолго остался – картинг, поэтому я ушел в это направление. В 6 лет я получил первое водительское удостоверение на картинг класса «Mini»,а уже в 15 лет пересел за автомобиль и даже участвовал в соревнованиях по юношескому автомногоборью.

– Как родители относятся к твоему увлечению автоспортом и мотоциклетным спортом?

– У меня довольно говорящая фамилия. (смеется) Мой дедушка был профессиональным водителем. Он водил сложную грузовую технику в невероятно стрессовых условиях, исколесил всю Россию. 

Автоспорт – дорогостоящее увлечение. Я из довольно простой семьи, но каким-то образом у моего отца находились силы и деньги, чтобы поддерживать это увлечение. Потому что для занятий картингом необходимо купить дорогой карт, оборудование для его обслуживания, арендовать гаражное место. Нужен механик для того, чтобы чинить и обслуживать карт. Помимо этого, все соревнования выездные, значит, нужно организовать трансфер карта и оборудования, механика, себя и так далее. Это требует много времени, сил, энергии, денег. Я не представляю как мой отец это все держал в уме, но я четко помню, что видел в его глазах чувство азарта, авантюризма и желания попробовать что-то новое. Я думаю, что он в этот момент открывал для себя много всего интересного и нового, и ему это было так же приятно, как и мне. 

Фото: Григорий Мирошников / MotoGymkhana

– Расскажи, как обычному студенту попасть в этот спорт, с чего стоит начать?

– Мы начинали работу над автоклубом вчетвером, все эти ребята сейчас в основном организационном составе, за исключением Ксюши Распоповой – она была первым руководителем клуба. Начинали с самого простого: были знакомые, с которыми можно было принять участие в соревнованиях по автомногоборью от университета. Сам по себе университет уже десять лет участвует в подобных соревнованиях, там не требуется особых финансов, можно выступить на любом автомобиле и показать неплохой результат. Но когда речь идет о спортивных результатах на спортивный разряд, то требуется подготовка не только навыков, но и самого автомобиля. В нашем клубе автоспорта ИТМО мы делаем все возможное, чтобы максимально понизить планку вхождения в этот вид спорта. Мы организовываем тренировки на достаточно большое количество людей, арендуем машины у наших партнеров на льготных условиях, поддерживаем связь с владельцами картинг-клубов, трасс. У нас много связей, которые нам помогают находить самые интересные мероприятия и при делать их доступными для студентов. 

Самое простое с чего можно начать вхождение в мир автоспорта – картинг и автомногоборье. Это два основных направления, которые поддерживаются многими вузами. Чтобы начать с картинга, достаточно прийти в любой картинг-клуб и проехаться на прокатном карте. Многие говорят, что карты в прокате плохого качества и плохо едут, но даже на таком карте можно прокачать свои навыки. Ведь самое главное – правильная траектория прохождения поворотов и выбор точек торможения и разгона, тактика и так далее. Я думаю, что даже профессиональным гонщикам нужно время от времени приходить на такие «игрушечные» картинги, чтобы побороться за призовое место именно там. 

Автомногоборье – соревнование на открытой заасфальтированной площадке, где из конусов выставляются элементы, которые схожи с теми, что преподают в автошколе. Но эти элементы очень сильно усложнены, к тому же все это делается на время. Как правило трасса состоит из десяти различных элементов, нужно максимально показать умение работать с габаритами автомобиля и проехать эту трассу как можно быстрее. Начать можно с тренировок на родительском или арендном автомобиле, но на соревнованиях как правило выезжают на определенном ряде моделей, который лучше всего подходит под эту дисциплину. 

Фото: Яна Шишковская / shishkovskaya_yana

– Существует большое количество стереотипов про девушек за рулем. На твой взгляд, насколько тяжело девушке попасть в автоспорт?

– Причина таких стереотипов лежит в воспитательной и культурной составляющей. У нас в секции пока не очень много девушек, но мы активно стараемся привлекать их в наш клуб. На последней встрече из 80 человек было около 15 девушек, это очень хороший показатель, который будет со временем только расти.

 У нас в клубе помимо секционных мероприятий есть много всего, связанного с ивент-менеджментом, фотографией, видеомейкерством, работой со СМИ. Многие девушки могут найти себя в этих направлениях, оставаясь при этом в культуре автоспорта. Но при этом у нас в секции есть девушки, которые активно участвуют в соревнованиях по ралли-спринтам, картингу, автомногоборью и показывают достойные результаты. Отчасти это зависит от политики университета, потому что, приходя даже на инженерные направления, можно увидеть большое количество девчонок, которые разбираются в этой тематике. Создается такое сообщество, где девушкам проще попадать, расти и показывать крутые результаты. 

– В чем изюминка и красота автоспорта лично для тебя?

– Мне очень нравится эстетическая составляющая автомобильной и мотоциклетной культуры. Мне импонирует образ, который был заложен фильмами из детства: «Форсаж», «Драйв», «Трон:Наследие».  Очень многое для меня значит сообщество – то коммьюнити людей, которое увлекается автоспортом. Как правило, это люди интересные, с самым разным бэкграундом, из самых неожиданных направлений и уголков. Для меня покупка мотоцикла стала настоящей дверью в мир нетворкинга. 

Фото: Ксения Игнасюк / avitaminos_18

– Чем бы ты занимался, если бы не автоспорт?

– Много раз в течение жизни я себе задавал похожего рода вопрос: «А что, если бы не наука, не автоспорт»? Это точно были бы какие-то творческие направления. Я люблю в свободное время рисовать, иногда просто на бумаге, иногда в фотошопе. У меня нет какого-то профессионального планшета или оборудования для рисования. Мне достаточно просто карандаша под рукой или мышки, даже в том же Paint. Продолжительное время я занимался 3D-моделированием. На моей страничке в социальных сетях можно найти даже старые работы, где я моделировал машинки, предметы быта. 

– Ты учишься на направлении, связанном с промышленной автоматизацией. На твой взгляд, за чем стоит будущее?

– Будущее всегда стоит за людьми. Мы сейчас на той вехе, когда вспомогательные вещи в виде робототехники и искусственного интеллекта поражают воображение своими возможностями. Эти технологии будут дополнять человеческие инициативы. А идеи и будущее развитие всегда останутся за людьми. 

Я занимаюсь оптимизацией человеческого труда в производственных системах, где человек работает плечом к плечу с роботом. Мы стараемся минимизировать риски травм при работе с роботами, повысить продуктивность сотрудников и роботов при совместной работе. 

– Какие планы у тебя на этот сезон?

–   У меня не стоит четких требований закончить аспирантуру в следующем году. Сейчас я концентрируюсь не на получении кандидатской степени, а на перспективах комерциализации научных результатов, которые мы с коллегами сейчас получаем. Хочу перейти от науки к бизнесу. 

Если говорить о спорте, то в автоспорте многое зависит от финансовых возможностей, для меня это только начало пути. У нас много планов и амбиций на этот и последующие годы. Планируем выйти на межуниверситетский региональный уровень, а дальше и на всероссийский. Глаза горят стать крупнейшим автоспортивным клубом в России. У нас в руководстве клуба очень много крутых ребят, с которыми мы в идеях совпадаем, и на мой взгляд, это и движет клубом. 

Фото: Катерина Рязанцева / Клуб Автоспорта Университета ИТМО

– Ты активно ведешь социальные сети, снимаешь ролики. Какую цель ставишь перед собой в соцсетях?

– Благодаря социальным сетям я знакомлюсь с новыми людьми и творчески самореализуюсь. У меня было много практики съемки и монтажа. Сейчас это трансформировалось в life-блог. Я запечатлею жизненные моменты в формате рилс. Пока конкретных целей я не ставил, но, возможно, в ближайшем будущем займусь этим вопросом. Сейчас я просто ценю аудиторию людей, которая схожа интересами, ценностями со мной. 

Немалую часть своей жизни я думал, что в моих социальных сетях будет только уникальный контент, который я сам придумал и никак иначе. Несколько лет назад я поменял эту парадигму, допустил для себя какой-то процент заимствования. Часть идей формирую сам, часть – где-то подсматриваю и вдохновляюсь. 

– Вспомни самый экстремальный поступок в твоей жизни.

– Самые экстремальные поступки в жизни у меня ассоциируются не с автоспортом и скорее относятся к жизненным решениям, которые я для себя принял. Одно из таких – поездка по обмену в Финляндию. В первую очередь, это выход из зоны комфорта, знакомство с новой культурой. Ты приходишь на новое место и будто начинаешь жизнь с чистого листа. 

Второй поступок – спонтанное решение отправиться с новыми людьми в поход на Горный Алтай с рюкзаками, палатками и без интернета. Я тогда стал лауретатом в стипендии имени Владимира Потанина. После определения победителей создали чат в Telegram для нетворкинга. Я помню, что зашел в этот чат и увидел предложение сходить в поход, это заинтересовало меня. Я решил пойти тогда в поход в горы с компанией ребят из самых разных уголков России. В течение нескольких лет мы этой же компанией ходим 1-2 раза в год в различные походы. Я побывал на Горном Алтае, в Красноярском крае в парке «Ергаки», в парке на Южном Урале «Таганай». Останавливаться на этом не планирую. Каждый поход – довольно ответственное решение, требующее подготовки.

Фото из личного архива Михаила Колесникова

– Какие у тебя любимые локации для путешествий?

– 100 % – это горы! Это максимальное попадание. Горный Алтай – топ 1 в моем сердечке. Долгое время мечтал попасть в Азию и уже в октябре я лечу в Сингапур. И Барселона, обожаю этот город за то, что там открытые люди, есть ночная жизнь и очень теплый климат.

– Какие мотоциклы предпочитаешь: кроссовые или классические?

– За три года опыта вождения я попробовал очень много разных мотоциклов. У каждого мотоцикла свои выраженные сильные и слабые стороны. Я бы сказал, что в Петербурге достаточно большое количество людей на спортивных мотоциклах. Это такая особенность мегаполисов – ездить на спортивных мотоциклах, чтобы выглядеть ярче. Есть городской тип мотоциклов «стрит» или «нейкед», как раз такой выбор я сделал для себя. У меня Yamaha MT-07 – он отлично сочетает в себе все самые главные черты, мягкость подвески, хорошую работу на низких оборотах, управляемость. В условиях пробок, кочек – идеально. Визуально и эстетически выглядит довольно привлекательно. 

А еще образ определяет не только мотоцикл, но и то, как водитель одет. Многие на это закрывают глаза. Мне кажется, со временем к каждому приходит понимание, что экипировка, стиль, цветовой выбор и сочетание с байком – немаловажная вещь. Всегда приятно в какой-нибудь теплый летний день увидеть байкера не как конструктор лего из самых разноцветных элементов, а когда идет стилистический мэтч. Было бы здорово, если бы были стилисты, которые подбирали образы под той или иной мотоцикл. (смеется)

Фото: Яна Шишковская / shishkovskaya_yana

– Назови топ-3 твоих любимых авто. 

– ВАЗ-2107 – за простоту и доступность, культуру вокруг этого автомобиля во время зимнего дрифта, Audi RS 6 – технологический апогей, Mazda MX-5 – за свою неприхотливость в обслуживании, готовность из коробки ехать трек на самые разные дисциплины.

– В чем твоя формула успеха?

– Умение получать удовольствие от настоящего, стремление к постепенному постоянному росту, развитию и амбиции. Со временем и окружение начинает очень сильно поддерживать.

Фото из личного архива Михаила Колесникова