Сетевое СМИ studentsport.ru начинает серию лонгридов о Национальной ассоциации студенческого спорта США (NCAA) – самой успешной подобной организации в мире. В типичных американских молодёжных комедиях о студенчестве в 90 процентах случаев главный герой или кто-нибудь из его окружения будет связан со спортом: он либо красавчик-капитан сборной колледжа по футболу, лакроссу, бейсболу, либо подающий надежды, но неприметный талант в баскетболе, хоккее или волейболе, который обязательно решит судьбу финала штата и начнёт встречаться с самой красивой девушкой в городе. Вокруг всей условной команды - ажиотаж, чeрлидингская толпа, а стадион всегда переполнен преданными поклонниками коллектива. Картинка кажется утопией для отечественного студенческого спорта, но отражает его действительную популярность за океаном. Такой уровень – итог более чем столетней работы Национальной ассоциации студенческого спорта (в оригинале National Collegiate Athletic Association, NCAA). Первые попытки объединить студенческое спортивное сообщество под эгидой единой организации предпринимались ещё во второй половине XIX века. Но они либо носили локальный характер, либо имели привязку к конкретному виду спорта. Аналоги тех лиг существуют на просторах свободных Штатов и по сей день в огромном количестве. Но самым главным, самым успешным и самым известным во всём мире проектом, остаётся NCAA, некоммерческая организация, годовой бюджет которой превышает 5 миллиардов долларов.
NCAA объединяет под своими знамёнами 1281 организацию от колледжей до университетов США и Канады и проводит соревнования по 23 видам спорта, работает в интересах более 450 тысяч студентов. Иерархия NCAA предполагает деление на 3 дивизиона с различными требованиями к участникам в каждом. Например, наиболее престижный первый дивизион - мечта любого студента-спортсмена - обязывает вузы обладать развитой инфраструктурой спортивных комплексов, а также поддерживать не менее 7 дисциплин, в том числе 2 командных. Матчи коллективов из I дивизиона зачастую транслируются на федеральных телеканалах при забитых под завязку стадионах. И, разумеется, финансирование дивизионов от NCAA, равно как и возможность вузов зарабатывать на спортивных мероприятиях, несколько различается. Поэтому теоретически сильная команда иногда вынуждена выступать в менее престижных соревнованиях только потому, что альма-матер не соответствует высшему стандарту. Подобные нестыковки сильно сказываются на общенациональных соревнованиях. В так называемом баскетбольном «Мартовском безумии» (March Madness), например, половина команд (всего их 68 у парней и 64 – у девушек) выбирается специальной коллегией независимо от дивизиона, т.к. зачастую победители в своих конференциях из I дивизиона уступают по мастерству лидерам второй лиги. Если говорить о непосредственной организации турниров под эгидой NCAA, то при попытке разобраться в гигантской системе бесчисленных лиг, кубков и мини-турниров в рамках чемпионатов округа, города, штата, в сотнях и сотнях конференций по 23 видам спорта, действительно захватывает дух: как эта мегамашина работает, пожалуй, останется загадкой для любого иностранного наблюдателя. Любой студенческой команде найдётся, с кем играть, с кем соперничать, на кого равняться. Хватает и мотивации, ибо есть цель: абсолютно все университеты и колледжи I дивизиона и ряд вузов второго полностью оплачивают талантливому абитуриенту его обучение, проживание, а иногда и питание. Представьте, какого уровня конкуренция за попадание, например, в Гарвард или Йельский университет! Но и это ещё не всё: каждый студент-спортсмен вправе выставить себя на драфт в профессиональный клуб. И «большая четверка» американского профессионального спорта (NFL, MLB, NBA и NHL) с удовольствием принимает в свои ряды вчерашних полулюбителей, активно посылая на игры NCAA своих скаутов. Таким образом, юридически студенческий спорт уже не является любительским, но и не должен вторгаться в границы профессионального.
Впрочем, многие талантливые спортсмены получают негласно деньги на руки. К этому стремятся дети из бедных семей, для которых это шанс вырваться из нищеты. Зачастую вкладываться в будущих звёзд вузы начинают уже на стадии старшей школы, так что высокая конкуренция здесь идёт по обе стороны баррикад, в том числе не без помощи запретных приёмов. Попадая в состав и получая иногда в компенсацию за «питание» и «экипировку» по паре тысяч долларов (что превышает среднюю зарплату в РФ даже по докризисному курсу), спортсмены просто перестают совершенствоваться и стремиться в профи, довольствуясь тем, что уже есть. Национальная ассоциация в своём деле впереди планеты всей, по-прежнему остаётся фактом, «самой упрямой в мире вещью». Сотни тысяч спортсменов получают возможность продолжить тренировки на высоком уровне и после ДЮСШ, а миллионам зрителей достаётся грандиозное шоу.
Телеаудитория финальных матчей по американскому футболу или баскетбольному «Мартовскому безумию» иногда превышает количество телезрителей, наблюдающих за финалом Кубка России по футболу. А награды за победу в национальных соревнованиях иногда вручает лично президент. Там студенческий спорт – признание, популярность, престиж. В городе Индианаполис есть даже соответствующий зал славы. Звёзды студенческого спорта узнаваемы не только в вузе, даже имеют поклонников по всей стране. По окончании университета вместе с дипломом они получают профессиональный контракт. У нас же, положа руку на сердце, студенческий спорт носит любительский характер: всё держится на энтузиазме, а болельщиков на трибунах иногда меньше, чем игроков на площадке. Спорт для них становится хобби, напоминающим былые баталии на уровне спортшкол. NCAA - пример того, как можно выстроить вертикаль между студенческим спортом и профессиональным. Пример того, как от спортивной стипендии прийти к золоту Олимпиады: можно ставить рекорды раз в 30 лет во время домашних Игр где-нибудь в субтропиках, но стабильное попадание в тройку медального зачёта практически каждые два года смотрится куда интереснее. Разумеется, множество нюансов и тонкостей едва ли возможно адаптировать в России: у нас и профессиональный спорт, особенно в регионах, заведомо убыточен, в то время как сборные вузов США сами зарабатывают себе на реконструкцию стадионов и постройку новых спортивных объектов; система выбора лучших команд коллегией, скорее всего, носила бы предвзятый характер. Но Москва не сразу строилась. Как и Национальная ассоциация. Она двигалась неравнодушными энтузиастами, поддерживалась властями (NCAA основана при содействии президента Теодора Рузвельта), работала над собой, совершенствовалась, обрастала новыми сторонниками, фанатами, спортсменами. Взяв всё лучшее, что уже открыл мир, когда-нибудь и мы сможем организовать мартовское безумие АСБ, провести финал «Магистра» МСХЛ в переполненном «Парке Легенд», а "Матч ТВ" будет за бешеные деньги выкупать трансляцию решающих игр НСФЛ.
Иван ВОРОНИН по материалам АСБ