Турнир по волейболу на Moscow Games-2019 проводился в спорткомплексе «Игровой» ЦСКА. Команда Военного университета осталась в шаге от пьедестала, однако запомнилась на фестивале не только своими спортивными выступлениями, но и отсутствием тренера. Подробнее о том, как коллектив оказался без наставника, рассказал Владислав Каргапольцев, капитан команды.
Фото: Регина ХАСЕНОВА
– Мы заметили, что с вами не было тренера. Его вообще нет, или он просто не смог приехать?
– Его вообще нет.
– Как так вышло?
– Дело в напряжённой обстановке. Мы – военные, а значит находимся под постоянным надзором преподавателей. Каждый из нас всегда чем-то занят: наряды, служба, учёба… Как-то раз мы нанимали тренера-женщину, но она проработала всего лишь год, потом сама уволилась. Ей было сложно постоянно просить разрешение на проведение тренировки, отпрашивать всю команду и т.д. Тем не менее, у нас в университете есть ответственный за волейбол. Это обычный преподаватель, который в основном занимается организационными вопросами, но не тренирует нас.
– Если у вас нет тренера, то как проходят тренировки?
– Мы ходим на тренировки в другие университеты, куда нас приглашают на дружеские матчи (например, РЭУ, МЭИ), в ЛВЛ иногда приходим поиграть. Часто ходим на турниры: где-то играем по отдельности, в составе других команд, где-то своей командой выступаем.
– Кто отвечает за стратегию игры?
– Нет никакой стратегии. Просто есть установка: «Победить». У нас очень сильные игроки, но в команде не все могут играть так же хорошо, как они играют индивидуально. Волейбол – спорт командный. Так что сейчас стараемся сплотить всех в единое целое, чтобы чувствовался командный дух, чтобы ребята учились полагаться не только на себя, но и на остальных участников состава.
Фото: Регина ХАСЕНОВА
– Двое из трёх человек, сидевших на скамейке запасных, так и не приняли участия в играх. Они как раз из категории ребят, которые играют на себя?
– Нет, они из той категории, которые так себе играют (смеётся). Вообще они играют хорошо, но не на том уровне – просто опыта у них мало.
– Вы постоянно закрывали собой и руками игрока, который выполнял подачу, чтобы сбить противника с толку. Кто из вас решил использовать такой приём?
– Эту идею принёс я. Обычно все парни расходятся по площадке, кто-то на мячик смотрит, кто-то ещё на кого. А вот так закрывать обзор реально помогает, хоть и чуть-чуть. Иногда это вообще не помогает, но зато сильно нервирует противников.
– Где ты набирался опыта и таких идей до поступления в университет?
– Я хотел играть в волейбол с детства, но я рос в маленьком городе Выкса, где на тот момент не было волейбольной секции. Поэтому, когда я решил всерьёз заняться волейболом, я какое-то время наблюдал за парнями, которые играли. Иногда присоединялся к ним, изучал правила, смотрел много обучающих видео: как игроки двигаются, какие бывают тактики игры.
– А как ты стал капитаном команды?
– На самом деле, я очень не хотел становиться капитаном, потому что в военном университете это дополнительная ответственность, которая не нужна. Я должен заниматься всякими заявками, каждого человека, состоящего в сборной, отпрашивать, что, кстати говоря, не всегда получается. За всем надо следить, постоянно нужно кому-то звонить, куда-то ездить… Это очень сложно. Но заведующий волейболом преподаватель знает, что я ответственный и неглупый, поэтому назначил меня капитаном.
– Как вы узнаёте о различных соревнованиях?
– Сначала мы играли просто с другими студенческими командами в качестве тренировки, где сильно выделялись. Нас замечали и звали на всякие турниры. Про Moscow Games мы узнали в позапрошлом году, но не успели тогда зарегистрироваться на участие, хотя очень хотелось. Поэтому я попросил знакомых-организаторов, чтобы они сообщили о начале регистрации для нового фестиваля. И вот мы здесь.
– И как впечатления?
– Да… Обычно. Мы часто играем, уже привыкли, поэтому лично я ничего такого здесь не вижу. Хотя прикольно, что турнир проходит в ЦСКА, но мы иногда тренируемся здесь, так что тоже ничего необычного.
Фото: Регина ХАСЕНОВА
– Вы дважды принимали участие в соревновании за кубок СВА. Как успехи там?
– В первый раз мы взяли шестое место, а во второй – тринадцатое место из двенадцати. Тогда произошла забавная история. Выйдя из борьбы за первое место, мы попали на Дагестан. В борьбе с ними нам тоже чего-то не хватило, так что мы проиграли. На следующий матч нам не хватало людей: кто-то был в наряде, кто-то в командировке; так что мы опять не показали хороший результат. Следующая игра начиналась утром, где-то в девять часов. На неё не приехал шестой человек из команды. Мы тогда позвонили другому парню из состава. Он прибежал сонный к началу игры – не успел, и нам за это поставили «технарь», из-за чего игрок, стоявший у нас на связке, распсиховался, футболку бросил. За это команду дисквалифицировали. Нам до сих пор все это припоминают (смеётся).
– Ты как капитан часто ругаешься?
– Нет, не вижу смысла. У меня ребята сами свои ошибки замечают и осознают. Я стараюсь больше разговаривать с ними, обсуждать игру: что понравилось, а что не понравилось; чего не хватило; что можно было бы исправить, изменить или, может, что-то нужно было добавить. А ругаться зачем? Не понимаю.