Первый президент Всероссийской федерации волейбола (ВФВ), заслуженный тренер СССР Валентин Жуков – о предстоящем Кубке СВА, отношении вузов к турниру, бесплатной работе и расширении лиги.

Фото: Регина ХАСЕНОВА

— Как прошли отборочные турниры к Кубку СВА?

— В регионах все отлично, а вот Москва и Санкт-Петербург отстают.

— Почему?

— Первый год мы искали, ждали, лично звонили всем командам. А вот на второй Кубок мы уже проводили отбор в России. Сейчас у нас проводится пять отборов, люди рвутся на этот кубок. А Москва… наверное, обижена на нас. Первый Кубок мы их кормили, а потом перестали: они же все-таки местные. Единственный вуз, кто рвался, – это РЭУ им. Плеханова, хоть они и не лучшие в Москве.

— Ну не может же быть все дело только в еде.

— Отношение несерьезное у них. Москва ничего не знает о Студенческой волейбольной ассоциации. Некоторые вузы с нами созванивались и говорили, что узнали о Кубке СВА через соц сети. Это как так? Где московское отделение РССС? (Российский студенческий спортивный союз – Прим. ред.) Да и сам вуз должен проявлять инициативу. Обычно институт, если хочет попасть на серьёзные соревнования, – он ищет.

— В студенческом волейболе Москвы многое изменилось за последние несколько лет?

— Я три года помогал Москве по студентам, а в этом году отказался. Опять же из-за отношения. Мы трижды меняли систему у них. Когда-то в Москве было лиг пять. Что меня удивляло: ты пришел в вуз – играешь в пятой лиге, вуз закончил – так и играешь там. Никакого движения не было. Тогда я им поменял систему. Сделал две подгруппы по 28 команд. Вуз мог начинать чуть ли не последним, а к концу года стать первым. Реакция была сильной. Но потом отдачи не последовало. В вузах много засидевшихся, хотя я и старше их всех. У них своя кухня, свои отношения, свой подход. Они все похерили и опять вернулись к тому же. Такое ощущение, что там все думают, сколько они будут получать.

— Все, кроме студентов. Они, получается, являются заложниками ситуации?

— Именно так. Я был много лет президентом ВФВ. У федерации главная задача – как играет национальная сборная. Как и почти всем федерациям, им не нужен внутренний студенческий спорт. Массовка их не волнует. Они дали команду на Универсиаду – и все. Хотя там половина выступающих – «липа». Когда была Универсиада в Казани, я игрокам запрещал даже общаться с иностранными корреспондентами. Потому что были случаи, когда два игрока сборной нашей не могли выговорить, в каком вузе учатся.

— Знаю, что за свою деятельность вы не получаете ни копейки. Это так?

— Да. Ни я, ни мои помощники. Кто-то должен заниматься студентами. Когда все это начиналось 7 лет назад, мы не брали взносы ни с одной команды. Люди должны понять, что это делается не для нас, а для системы. Потом, когда все уже встали на ноги, мы поставили небольшие условия – 10 000 с команды. Хотя та же Москва собирает по 40 000, и вузы платят. Эти 10 000 идут не мне в карман. Я себя уже обеспечил тренерской и президентской деятельностью. Эти деньги идут на оплату судьям.

Фото: russia-hockey.ru

— Как вы вообще решили заняться студентами?

— Меня когда-то попросил Вячеслав Фетисов (экс-председатель Государственного комитета спорта РФ – Прим.ред.) : «Ты ж мой старый друг, ты можешь взяться за студентов?» Я объездил много турниров, просто сидел на трибунах. Зайду незаметно, сяду и слушаю, что студенты говорят о нас. Я такого наслушался, что лучше вам не слышать. Но потом пришла ко мне компания девчонок и ребят-волейболистов, говорят: «Валентин Васильевич, вы ж нас не бросите?» Я ответил: «Будем поднимать».

— Удалось поднять?

— Мы за шесть лет стали лучшей ассоциацией в студенческом спорте России. Никто лучше нас не проводит Всероссийскую универсиаду. В том году РССС наградил нас кубком на балу. И мы будем сильнейшими в ближайшие годы, это гарантированно.

Фото: Регина ХАСЕНОВА

— Число команд-участниц СВА расширяется?

— У меня есть журнал, где я когда-то написал: «Когда будет играть 500 команд в первенстве России среди вузов, я успокоюсь». 

— Мы с вами общались два года назад – вы сказали, что тогда команд было 180. Сейчас какая цифра?

— Сейчас уже есть 260 команд. Думаю, что в этом году число перевалит за 350. С регионов нас теребят все, активизируются. Узнают, когда и что будет. Все прошлогодние должники платят. Вон – девочки из Тамбова. Чемпионки Европы, а не заплатили взнос в прошлом году. Сейчас все хвосты закрыли, хотят быть в системе. Тут главное дисциплина. Чемпион – не чемпион, извини. Ты нам докажи, что мы не правы.

Фото: Регина ХАСЕНОВА

— Игроков в вузах хватает?

— Обидно, что мы не думаем о будущем. Например, в баскетболе и волейболе каждый год выпускаются примерно 25 000 выпускников СДЮШОР. 500 из них после выпуска идут в команды, а минимум 24 000 идут в вузы. Они – будущее спорта, а мы на них внимания не обращаем. За пять лет в вузе собирается больше 120 000 волейболистов. Это не просто ребята с улицы, а разрядники. Сейчас мы стали лучшими в этом плане.

— Этим ребятам потом реально будет пробиться в профессиональный спорт?

— У нас сейчас стали появляться ребята-студенты в сборной. Например, Владимир Съёмщиков (блокирующий «Динамо» Москва – Прим.ред.) Раньше он вообще никогда не играл на высоком уровне. Поиграл в вузах – попал в Суперлигу. Два дагестанца прошли школьные соревнования «Серебряный мяч», потом попали в вузы – стали чемпионами Европы среди студентов и попали в молодежные сборные. 

— Кто агент? 

— Да мы же сами. Нет ни одного человека в сборной России, кто бы ни был у меня в списках. У меня есть в кабинете секретный шкаф, там есть информация по каждому. Начиная с декабря 2017 года, все студенты у меня там заносятся, а потом я еду их всех смотрю. Как говорит Николай Карполь (экс-главный тренер сборных СССР и России – Прим.ред.): « Валентин Васильевич – лучший агент в стране. Таких дает мне девчонок, а денег не берет».

Евгений ДЕРЕВЯНКО
Studentsport.ru