В сезоне АСБ 15/16 дебютировала женская сборная СПбПУ им. Петра Великого «Черные медведи». В первый же сезон они сенсационно дошли до Суперфинала Лиги Белова и выиграли бронзовые медали. На тренерском мостике — бородатый и татуированный парень с проколотыми ушами и двумя маленькими собачками. Это Кирилл Володин. Его харизма — один из секретов успеха сборной СПбПУ.

Володин.jpg

У Кирилла много татуировок. На плече левой руки — баскетбольный щит и надпись «Foundation 63», напоминающие о детстве. Володин родился в Ленинграде, на улицах которого начал играть в стритбол. Его мама родом из Владивостока, поэтому каждый год с мая по сентябрь он ездил туда к бабушке с дедушкой. Там Кирилл часто ходил по утрам на баскетбольную площадку. Однажды наткнулся на тренировку команды, в которой каждый был старше его года на два. «Эй, парень, давай с нами!», — услышал он. Так познакомился со своими лучшими друзьями и попал к первому и единственному тренеру Юрию Липовецкому. 

В 90-е по телевизору показывали мультсериал «Денвер — последний динозавр». Юному Володину очень нравилась песня из заставки, которую он всегда напевал. Друзья стали называть его Денвер, потом просто Ден. Сейчас на его левом предплечье красуется тот самый мультяшный персонаж. Когда ему было 13, мама отвела парня в парикмахерскую, где ему сделали «модную» прическу —  коротко подстригли и оставили завивающуюся челку. Он посмотрел на себя в зеркало, купил машинку и побрился налысо. Мама кричала, что выгонит из дома. То же самое он слышал и в 9 классе, когда проколол сразу оба уха —  учился Кирилл в испанской гимназии, где подобные вещи не поощрялись. Еще он хотел отрастить бороду и специально брил голые щёки. Свой имидж он начал формировать с детства. 

После окончания школы Володин поступил в ФИНЭК (в настоящий момент СПбГЭУ) и начал жить один. Чтобы зарабатывать деньги, на первом курсе пошел работать продавцом в магазин одежды, где раскрылся как управленец и уже в 19 лет стал директором. Через год занялся реализацией фототехники и дорос до руководителя перспективного ателье. Ему предложили возглавить небольшую компанию по продаже вездеходов, находившуюся на тот момент в кризисе. «Странно, но я выбрал второй вариант. Директор фотоателье в 21 —  неплохо! Но мне казалось, что это потолок, а тут карт-бланш, риск и свобода. Это подкупило». Он работал, учился и играл. Однажды на тренировке неудачно приземлился на паркет и не смог продолжить игру — врачи диагностировали надрыв крестообразных связок и разрыв обоих менисков. Операция, выбыл на полгода, однако за это время поднял свою компанию. В 21 год Володин стал бизнесменом.

«Я неплохой организатор, может, поэтому люблю командные виды спорта»

Своим управленческим талантам Володин нашел место и в спорте. После травмы создал любительскую команду «Battle City», которой и руководил. «Я был человеком, который просто делал замены. Тренировать — это слишком громко сказано». За два года они проделали путь от третьей любительской лиги Санкт-Петербурга до первой, и Кирилла позвали тренировать студенческую сборную родного ФИНЭК, в котором он учился в аспирантуре и преподавал. 

Из-за того, что Володин учился играть на улице, ему не хватало базовых баскетбольных знаний, но он хотел, чтобы университетская команда развивалась. Позвонил во Владивосток и пригласил Юрия Липовецкого —  своего первого и единственного тренера со школьной площадки. Поселил вместе с женой в своей квартире, сам же — ночевал где придётся и полностью содержал эту семью. Через полгода Кирилл уехал во Владивосток на Boat Show, чтобы презентовать лодки своей компании. Отвлек звонок, позвонила жена Липовецкого: его тренер попал в реанимацию, а позже — скончался. 

Удар судьбы Володин посчитал знаком и пошел учиться в Высшую школу тренеров. В первом сезоне ФИНЭК взял серебро чемпионата АСБ в Санкт-Петербурге. Несмотря на это, команда не полностью разделяла энтузиазм и требования тренера. В какой-то момент Кирилл понял, что у них разные цели. В довесок ему отдали женскую сборную, в которой он впервые познакомился с Натальей Букур. Через полгода она улетела в Америку играть в NCAA, а Кирилл, взяв бронзу с мужской и женской сборными, ушел из университета. Ему надоело — хотелось развиваться вместе с командой.  

«Парни воспринимали студенческий баскетбол как физкультуру. То есть играть любили, но умирать на площадке не хотели. Им не нужен был тренер, скорее просто парень, который откроет зал и кинет мяч»

Путешествовал Кирилл много, объездил почти всю Европу и США. Часто уходил из дома с загранпаспортом, а просыпался в другой стране. В мае 2013 прошел первый Финал 4-х МСБЛ в Таллине — ему захотелось посмотреть на организацию. Рванул в Эстонию и на матче встретил Сергея Крюкова, исполнительного директора АСБ, который посоветовал обратиться к Самвелу Аветисяну из СПбПУ: «Знаешь, в Политехе очень хотят развивать баскетбол и ищут тренера». С Сэмом они друг друга поняли, а Кирилла прельстила идея создания сборной с нуля — почти как 5 лет назад, когда он выбирал между фотомагазином и компанией вездеходов. 

«У вас нет тренерского диплома. К сожалению, тренировать мужскую сборную ты не будешь», — сказали на кафедре. Сэм немного подумал и предложил ему создать женскую. Володин взял в помощники Ксению Ефремову из прошлой команды и объявил набор в Политехе. На первую тренировку пришло 50 девушек, из которых Кирилл сразу выделил одну, которая боролась в каждом эпизоде. Но почему-то не выполняла указаний Володина, который на нее ужасно орал. В ответ — молчала, ничего не понимала. После тренировки подошел менеджер и сказал: «Ее зовут Эдина Карпати, она из Венгрии». С английским у Кирилла было все в порядке — скоро она стала лидером новой команды. Несмотря на невысокий уровень, Володин получил то, что хотел — желание команды тренироваться и расти. С другой стороны, ситуация была не из простых: до АСБ надо было добираться от третьей студенческой лиги Санкт-Петербурга. То есть в лучшем случае два года. 

СПБПУ.jpg

Во всю спину у Кирилла набит Голем — каменный человек из еврейской мифологии, а над ним фраза Майкла Джордана  «Трудолюбие уничтожает страх». Это изречение стало определяющим для команды, которая с нуля хотела ворваться в АСБ, но сначала даже третью лигу выиграть не получилось. В финале столкнулись с СПбГУПТД, которому уступили несколько очков по сумме двух игр. Но по удачному стечению обстоятельств «Черные медведи» все равно прошли дальше. В команду пришло усиление из Калининской спортшколы. Кирилл дополнительно заявил девушек на сильный чемпионат города, чтобы наиграть новые сочетания, привлек Евгению Зинину, игравшую у него в ФИНЭК. Задумка сыграла — команда прошла сезон без поражений и готовилась к дебюту в АСБ. Та же Зинина играть уже не могла, но вошла в тренерский штаб. «Важно, что люди не уходят из команды» говорит Володин.

Перед началом чемпионата закончила играть капитан Ольга Черкасова, по возрасту не проходила Эдина Карпати. Чтобы назначить нового капитана, Кирилл выбрал трех девушек и сказал команде встать за той, кому доверяют больше. Все встали за Кристиной Курочкиной, включая и двух оставшихся претенденток. Володин улыбнулся: «Я понял, что команда стала настоящей семьей». Скоро появились и талисманы — два пса Коби и Рокки, которых всегда носит в рюкзаке. «Я подарил Коби своей девушке. Когда расстались, он остался со мной. Я не знал, что с ним делать, но со временем прикипел. Даже Роки купил, чтобы Коби было не скучно». 

Фест.jpg

В разгар сезона у «Черных медведей» наметился эмоциональный спад: неделю сборная плохо тренировалась. Кириллу казалось, что он заставляет команду работать. На построении сказал: «Если это продолжится, я уйду». На следующий день он молча покинул предыгровую тренировку и не пришел на утренний матч. «На онлайн-трансляцию я не хотел просыпаться, но организм не разрешил. Это было тяжкое зрелище — мы выиграли одно очко в овертайме», — вспоминает Кирилл. Вечером состоялся тяжелый разговор с командой, после которого работа пошла в другом ключе. 

На одном из матчей взгляд Кирилла остановился на судейском столике, за которым работала знакомая девушка. Он пригляделся и узнал в ней Наталью Букур, уехавшую покорять NCAA. За океаном девушка получила серьезную травму и вернулась в Россию. Кирилл, который сам надрывал кресты, не думая, забрал ее в команду.

Зимой они выиграли дивизион «Санкт-Петербург», а весной вышли в Суперфинал АСБ. Перед полуфиналом Володин поселил команду в гостинице, несмотря на то, что Всероссийский финал проводился в Санкт-Петербурге —  был важен момент сплочения. В ½ «Черные медведи» проиграли Новосибирску, а на бронзовый финал настроились особенно. «Перед выходом из раздевалки тренер написал большими буквами слово — ''ВМЕСТЕ''. Такую установку сложно было не понять!», — говорила после матча Екатерина Тимченко. Финальная сирена заморозила 15-очковое преимущество «Черных медведиц», которые в первый же сезон АСБ сотворили настоящую сенсацию. «Мало кто знает, сколько денег он вложил в эту команду, — говорит Самвел Аветисян. — Такова цена успеха, помноженного на трудолюбие». 

Черные медведи.jpg

Несмотря на все, Володин всегда был и остается простым. Еще до бизнеса Кирилл умел брать от жизни максимум. Однажды летом проснулся и захотел во Владивосток. Денег нет, зато есть свой ржавый ВАЗ 21099 под окном. Его порыв разделил друг. Они ехали 17 суток с картой местности и все дни спали в машине. Дороги от Читы до Хабаровска тогда не было — 2000 км по бездорожью. На Дальнем Востоке их встретили настороженно. «Там нет ни одной такой машины. В основном, праворульные японцы, а наша "Жига" была круче Ламборджини!», — смеется Кирилл. Даже сейчас у него кнопочный телефон, чтобы просто звонить и новый загранпаспорт, потому что старый закончился. А когда спрашивают, кем работает, отвечает: «Я тренер». Потому что хочет дорасти до уровня НБА. И просто не видит причин, которые могут ему помешать.

Егор МУХАНОВ,StudentSport.ru
Фото Татьяны СМИРНОВОЙ,
 из личного архива Кирилла ВОЛОДИНА