В нашу редакцию продолжают поступать письма от неравнодушных к студенческому спорту людей. Многие из них в этой сфере работают. И у них есть своя точка зрения о том, существует ли в современном студенческом спорте структура и какой смысл по факту и с научной точки зрения вкладывается в понятие "студенческий спорт".

обратная связь.jpg

Публикация на сайте studentsport.ru результатов опроса о том, что такое студенческий спорт, сподвигла меня на следующие строчки.?

1(1).jpg

Сдавая кандидатский минимум по истории философии науки в РГУФКСМиТе, мы должны были дать чёткое определение понятий "физическая культура" и "спорт", грамотно указав их различия. В каких случаях следует говорить, что человек, например, играющий в футбол или хоккей, занимается физической культурой, а в каких - спортом? С точки зрения науки о спорте, рекомендовано дать следующий ответ: если усилия в каком-либо виде физической активности направлены на что-то ещё - поддержания и укрепления здоровья, привлечения внимания противоположного пола, собственного самоутверждения и так далее - мы имеем дело с физической культурой. Если же мы специально готовимся к определённому виду деятельности с искусственно созданными (написанными) правилами, показывая наши достижения специальным людям - судьям, - это полагается считать спортом. Именно поэтому в лозунге "Спорт - это здоровье" скрыта некая доля лукавства. Спорт в определённых выше понятиях эгоистичен. Он требует от нас кропотливой и упорной, до самопожертвования, работы, которая отнюдь не гарантирует дивидендов, но почти всегда держит на грани риска травм, увечий и прочих неблагоприятных исходов. Но, разумеется, каждый выбирает по себе.

Размышляя над предложенными редакцией studentsport.ru вариантами ответов, хотелось бы отметить следующий момент: каждый вариант ответа имеет равное право на существование! Количество занимающихся разными видами спорта всегда будет разным, и если для футбола, баскетбола и волейбола (и других командных игровых видов, а также лёгкой атлетики и лыж) наличие турниров между факультетами, а в качестве следующей ступени - сборная команда вуза, - является само собой разумеющимся, то другие виды, подчас не менее ценные с точки зрения очков в МСИ, отлично живут в формате секционной или клубной работы. А кому-то хватает и одних только внутривузовских соревнований, вроде Кубка ректора по доджболу или квиддичу. "Пары физкультуры с нормативами", на мой взгляд, в этом ряду некорректны, потому как  физическая культура присутствует в вузах как учебная дисциплина со своими целями и задачами, регламентированная образовательными стандартами.

Выводы формулируются такие:
 
1. Спортивная команда - одна из составляющих имиджа учебного заведения, не менее, но и не более важная, чем качество учебного процесса и научной деятельности, материально-бытовых условий, системы социальной поддержки студентов и преподавателей;
2. "Навешивать" спорт на кафедры физического воспитания с организационной точки зрения неэффективно, для них это никогда не будет первостепенным делом;
3. Отделения, группы, секции физической культуры должны быть кадровой базой для спортивных команд.

Для успешного сотрудничества и во избежание разногласий между системами физической культуры и спорта, ответственные структуры должны быть взаимосвязаны. Например, иметь исполнителей, входящих в обе структуры, или же договор, желательно, имеющий статус локального нормативно-правового акта вуза.

Григорий Григорьев,
преподаватель кафедры физического воспитания НИЯУ МИФИ,
руководитель студенческого клуба альпинистов и скалолазов МИФИ, "
играющий тренер" сборной МИФИ по скалолазанию