Постолимпийский период стал во многих отношениях показательным в работе отечественных спортивных журналистов. Не подумайте, ничего нового он не открыл. Просто он чётче привычного окунул нас, читателей, в околоспортивную жизнь спортсменов. Чтобы новость попала в раздел о спорте  интернет-портала, достаточно привязки в виде слов «тренер», «студент-спортсмен», «участник Олимпиады». А вот дальше рассказывать, по мнению журналистов, можно что угодно: как якобы тренер олимпийских чемпионов Алекно раздосадован на всех и вся, что его не наградили после Олимпиады машиной, говорить о суициде тренера женской волейбольной сборной Овчинникова или писать совершенно будничные новости, мол, студенты-спортсмены, побывавшие в Лондоне, накупили там модных шмоток, накололи новых татуировок на свободные места своего тела или как они загорали на жарких курортах. И эта тенденция сегодня касается всего нашего спорта.

Владимир Алекно

Принимать или не принимать такие новости, относится к ним хорошо, плохо или вообще никак не относиться – дело сугубо личное. Однако то, что сегодня спортивная журналистка уходит от своей главной функции – от сообщения населению спортивной информации - факт, что называется, очевидный. Чем же тогда, если не спортивной журналистикой, занимаются наши журналисты? В истории зарубежной прессы на этот вопрос ответ найден давно. В начале 20 века, когда в Европе вновь решили классифицировать периодическую печать по разным основаниям, исследователи обозначили пласт прессы, которую фигурально отнесли к массовой. Главным для неё стало правило трёх «С»: секс, скандалы, сенсации. Если хотя бы одна из этих тем присутствует в материале, то он наверняка попадёт на страницы массового издания. Прошло уже больше века. То, что раньше было свойственно массовым печатным изданиям, сегодня прочно проникло на телевидение и во всевозможные интернет ресурсы. Наши журналисты вроде бы на китайцев мало похожи, но их впору называть желторотиками: уж больно много желтизны в отношении спортсменов льётся из их уст. С задачей копаться в «грязном белье» спортсменов вполне могут справиться они сами. Так зачем в таком случае в это дело вмешиваются спортивные журналисты? Просто информацией о голах, очках и секундах сегодня народ не удивишь. Он как и прежде требует хлеба и зрелища. И если на хлеб он ещё как то в состоянии заработать, то вот о зрелище должны позаботиться журналисты. Вот они и заботятся.

Карикатура

Моя работа тоже связана со спортивной журналистикой в сфере студенческого спорта. Я не только пишу или создаю что-то новое. Я так же как и большинство россиян выступаю в роли читателя и зрителя. И порой мне так хочется задать авторам публикаций вопрос: «Товарищи хорошие, зачем вы всё это делаете? Какова ваша цель?». Может, есть задание, чтобы сайт не пустовал, и потому вы просто забиваете его контентом? А может вам ставят задачи, чтобы новости непременно были с желтизной? Может за это платят больше… Мне сложно об этом говорить. К таким вещам лично я отношусь крайне отрицательно.

Давайте говорить начистоту: в любом деле, за какое бы мы не брались, всегда важна цель, конечный результат. Зачем, к примеру, я пишу и делаю репортажи о студенческом спорте? Я вижу перспективных, молодых ребят-спортсменов, которые проявляют себя на уровне России и на международной арене. Их отмечают специалисты. Они прогрессируют. Они могут стать хорошим примером для сверстников, их история для кого-то может стать отправной точкой хотя бы для того, чтобы заглянуть в спортивный зал. Может эти мысли и утопичные, но я верю, что всё это вполне реально. Общаясь со спортсменами-студентами я поднимаю вопросы о проблемах, с которыми они сталкиваются, интересуюсь их мнением в отношении нашего студенческого спорта. Они говорят о проблемах, предлагают пути решения. Их могут услышать, к ним могут прислушаться не только студенты, но и чиновники. И дело может дойти до реальных действий. Лично я считаю, что нужно использовать все возможности для достижения своей цели. А у нас она есть. Задача нашей команды – Ассоциации Студенческого и Молодёжного Спорта -  создать эффективную систему студенческого спорта, понятную и интересную для каждого ее участника, качественную и  конкурентоспособную на мировой арене. Я как журналист должна своими материалами о спортсменах поднимать престиж спорта, даже выступать пропагандистом. Причём ничего при этом не придумывать, а рассказывать истории реальных людей. Если они смогли достичь успеха, то почему бы и другим не попробовать. Не думаю, что рассказы про татуировки спортсменов, новом гардеробе или цвете их ногтей смогут как-то помочь развитию нашего спорта. Разве только развитию массовых изданий и их спортивной журналистике. С приставкой «около».

Вероника Дзвоник

Фото: stellarugby.com