Studentsport.ru неоднократно рассказывал читателям о людях, которые сегодня придают студенческому спорту нашей страны чёткие контуры. Как правило, это люди-энтузиасты, по хорошему больные своим делом. Движимые идеей, на добровольных началах без какой-либо коммерческой прибыли они берутся за развитие студенческого спорта. Наш сегодняшний собеседеник - Евгений Парамонов, руководитель Ассоциации студенческого парусного спорта России, выходец яхтенного студенчекого спорта МФТИ.
- Как началась ваша история, связанная с яхтенным спортом? Кому и как удалось втянуть вас в это дело?
- Мой отец был яхтсменом, дошел до КМС, при том, что начал заниматься парусным спортом уже взрослым человеком по меркам спорта и при этом еще работая на заводе. От него мне передалась любовь к парусному спорту. Но возможности им заниматься в 90ые и 2000-ые годы у нас Чебоксарах не было. Учась в Физтехе, я встретился с ребятами, которые уже имели опыт выступления в парусном спорте. Тогда секции не было: отдельные энтузиасты занимались парусным спортом. Среди них я - Дмитрий Дьяченко, который помог мне сделать первые шаги в парусном спорте. Год я отходил у него на яхте. Этот человек начал поднимать студенческий парусный спорт, организовав Ассоциацию студенческого парусного спорта и став проводить студенческие соревнования в Дубне, которые собирали лодок даже больше, чем на Кубке или Чемпионате России в том же классе. На соревнованиях я познакомился с Германом Витальевичем Беловым, главным судьей соревнований, заслуженным тренером России. Тогда я учился на 4-ом курсе МФТИ. Вот здесь всё и закрутилось. Через 2 года мы съездили на чемпионат России, показали результаты на Москве, руководство вуза обратило на нас внимание и нам удалось организовать официальную секцию.
Следующий этап – точечное развитие студенческого парусного спорта в Москве. Так как Ассоциация с 2005 по 2011 годы занималась проведением соревнований, но никак не развивала сами секции в вузах. Начиная с 2011 года мы начали тесно сотрудничать со студентами вузов, чтобы помочь им в развитии собственных секций.
- Не секрет, что многое в студенческом спорте держится на отдельных людях. Был ли в студенческом яхтенном спорте такой человек?
- Конкретных людей у нас несколько: Дмитрий Дьяченко, первый президент Ассоциации студенческого парусного спорта, который много времени и средств вложил в Ассоциацию. Руководитель студенческого яхт-клуба РВСОО Маяк – Игорь Рей - при его поддержке была создана Ассоциация, и человек, который сыграл в этом самую значительную роль – Герман Витальевич Белов, который видел в возрождении студенческого парусного спорта возрождение всего парусного спорта в России. Под его руководством выросла секция парусного спорта МФТИ. Я практически всеми своими парусными успехами обязан этому человеку и считаю себя продолжателем его дела - развития и популяризации парусного спорта. Сегодня стараемся плотно взаимодействовать с Всероссийской федерации парусного спорта, конкретно с Василием Кравченко, руководителем комитета массового, любительского и студенческого спорта.
- Зачем вы этим занимаетесь? Какова мотивация? Чем зарабатываете на жизнь? Откуда вы берете деньги на организацию соревнований?
- Трудно представить себе выходные без тренировок и отдыха на воде. Вначале это был азарт гонок и чувство победы, которое не может дать ни один другой вид спорта, а я занимался многими: легкой атлетикой, лыжными гонками и многими другими. С течением времени это превратилось, как я уже говорил, в образ жизни, когда развитие и движение вперед – это и есть мотивация что-то делать. Университет я закончил в 2011 году, сейчас учусь в аспирантуре. Руковожу лабораторией Intel в МФТИ, где мы учим и готовим студентов к работе в корпорации, а также развиваю свою компанию, которая занимается высокотехнологичным бизнесом. Хочу отметить, что мой бизнес никак не связан с моим увлечением по принципиальным вопросам, это два разных направления, которые должны развиваться самостоятельно, не влияя друг на друга.
Парусный спорт для меня - не то место, где бы я хотел делать свой бизнес. Это больше дело для души и для саморазвития.
На самом деле, зарабатывать на студенческом спорте можно и те, кто первый это поймет – займут свое место под солнцем раньше других. Студенты вырастут, начнут получать зарплату и захотят продолжить свое увлечение – это самое прямое и видное направление получения дохода, но в это нужно вкладываться, чего многие делать не хотят, но есть и приятные исключения. Проведение соревнований не обходится без помощи людей, которым не безразличен парусный спорт. Для этого и была создана Ассоциация, чтобы объединить людей, материальную часть и другие необходимые ресурсы, чтобы развивать студенческий спорт. Среди них я бы хотел отметить Александра Ежкова, владельца курорта Пирогово, президента Ассоциации менеджеров России Дмитрия Зеленина, президента Ассоциации национального класса яхт эм-ка Николая Водяницкого, директора ЦСП Хлебниково Москомспорта Маргариту Кузнецову - благодаря их помощи проводятся крупные соревнования и развиваются отдельные направления Ассоциации.
- Чем, на ваш взгляд, яхтенный спорт может зацепить студента? Почему спортивным кафедрам университетов должно быть интересно это направление? Почему студенты и вуз останутся в плюсе?
- Есть такая поговорка: попасть к нам просто - уйти невозможно. Во-первых, это эмоции, которые студент получает во время занятий парусным спортом – это столкновение со стихией, а шторм бывает и на Клязьменском водохранилище, под Москвой, и природа и ее красоты, которые не увидишь с берега. Во-вторых, азарт соревнований. Парусный спорт – один из самых сложных технических видов спорта: здесь есть и физическая подготовка, и специальная подготовка (нужно знать правила гонок, тактические приемы, уметь понимать, как дует ветер на данной акватории), не менее важна психологическая подготовка спортсмена, так как бывают очень напряженные моменты в гонке, выдержать которые способен не каждый.
На воде ты не можешь как в легкой атлетике сойти с дистанции и пойти пешком по беговой дорожке, ты должен дойти до яхт-клуба, разоружить яхту и потом уже только можешь отдохнуть.
Ну и самое главное – сообщество яхтсменов – это большая и дружная семья, где каждый готов прийти на помощь в случае беды. А такие друзья, прошедшие с тобой не один шторм и съевшие пуд соли - ценятся больше всего. Для университетов это еще один способ существенно разнообразить жизнь и отдых студентов и преподавателей. Когда не нужно ездить за 1000 километров на курорты, а можно отдохнуть и получить еще больше удовольствия и впечатлений на водохранилищах нашей страны. Ни один другой спорт не даст столько здоровья, хороших эмоций и отдыха, чем спорт парусный.
- С какой целью создана ваша Ассоциация? Продумана ли система соревнований? Сколько вузов привлечено? Что представляет собой формат проводимых вами турниров? Когда и где планируете проводить очередной старт?
- Ассоциация призвана возродить парусный спорт, объединить оставшиеся секции в вузах и восстановить секции там, где они не смогли сохраниться. Сейчас мы взаимодействуем со многими вузами Москвы: МФТИ, МГУ им.Ломоносова, МГТУ им. Баумана, МИФИ, МАИ, МИСиС, планируем в следующем году расширять свое сотрудничество. Система соревнований только выстраивается и постепенно определяет свои формы – это самые доступные и демократичные в Москве классы яхт и соревнования для парусников:
Гонки флота в классе Луч (луч – яхта для одиночек);
Гонки флота на яхтах двойках – Снайп Матч-рейс на яхтах класса Эм-ка – яхта – для троек Луч и Эм-ка – национальные классы, которые производятся в России и которые Ассоциация активно поддерживает. Снайп – общепризнанный мировой класс, в котором в Москве проводятся Международные студенческие соревнования.
Например, через нас студенты, которые хотят активно заниматься парусным спортом и могут себе это позволить имеют возможность попасть в сборную Московской области по парусному спорту. Главный наш проект - Кубок Белова.
Кубок Белова – 4 этапа. Кубок проводится в честь человека, стоявшего у истоков Кубок Университетов по матч-рейсу. Цель - отбор студенов на международные студенческие соревнования по матч-рейсу.
К сожалению, в России парусный спорт был незаслужено забыт, разваливался и естественным образом его исключили из спартакиады вузов Москвы. Но теперь, когда спорт стал возраждаться, мы хотим вернуть себе это место, тем более, что уже есть и система соревнований и участники. Ни для кого не секрет, что студенческий спорт испытывает проблемы с финансированием. А без денег очень трудно найти человека, тренера, который бы все свои выходные мог потратить на тренировки со студентами. Есть энтузиасты, готовые помогать, но краеугольным камнем становится обеспечение безопасности на воде в силу того, что парусный спорт – достаточно экстремальный. Для этого не нужно миллионов рублей, а всего лишь финансирование для того, чтобы нанять человека и катер, который бы обеспечивал безопасность во время соревнований и тренировок для всего студенческого парусного спорта в Москве, благо он сосредоточен практически в одном месте.
Вероника ДЗВОНИК
Фото Анастасии ФОКИНОЙ и Дмитрия КУЗЬМИЧЁВА