Когда с нами происходит что-то хорошее, то всегда кажется, что оно происходит слишком поздно. Вспомните хотя бы школу. Наверное, многим знакомо чувство, когда в 11 классе сдаешь деньги на ремонт. Наступает долгожданный момент: в твоем родном кабинете в аккурат к последнему году обучения меняют деревянные окна на пластиковые стеклопакеты, стелют новый линолеум, завозят парты и стулья. 10 лет учился, сидел за старыми партами и вот к 11 классу все вдруг решили отремонтировать. Четверть-другую в новом кабине поучился. Или в университете. Все 5 лет записывал университетские новости в крохотном кабинете. Тут же приходилось озвучивать, отсматривать материал, монтировать, проводить планёрки. Стоит только выпуститься, как в университете создадут телецентр, отдадут под него едва ли не целый этаж да и техники новой закупят.
Студенческий спорт – это вам, конечно, не ремонт, но явление также не лишенное приятностей. Два года назад, когда я заканчивала университет, о студенческом спорте в нашем вузе ничего не слышала. Занятия физической культурой в течение трёх лет были, спортивный факультет постоянно тренировался в спортзале, раз в год проводилась спартакиада первокурсников. Как видите, всё смешалось в одно: физкультура, образовательный и тренировочный процесс отдельно взятого факультета и, пусть и маленькие, но всё же зачатки студенческого спорта. Так было в моём вузе.
Сегодня, наблюдая за тем, как студенческий (любительский) спорт начинает бурлить в столице и в отдельно взятых регионах нашей страны (Ростов, Ярославль, Новосибирск, Санкт-Петербург) я часто сожалею о том, что во время моего обучения жизнь студенческим спортом была вялотекущей и касающейся такого количества людей, пересчитать которых можно было по пальцам. Чтобы студенты могли в течение всего года соревноваться по разным видам спорта, чтобы под это дело создавались студенческие лиги, чтобы всё это освещалось на специально информационных порталах – такого, уж простите, я не помню.
Сейчас, по окончанию Универсиады в Казани, на общество продолжают сыпаться реплики: мол, нет в России студенческого спорта. Нет и точка! Зачем государство народ обманывает? Отвечу: зря вы так, товарищи. Придите и поделитесь своими соображениями со студентами, выступающими в чемпионате Ассоциации студенческого баскетбола, Московской студенческой хоккейной лиги. Придите и скажите им прямо в лоб, так мол и так, студенческого спорта нет. Вот ребята удивятся. Думали спортом занимаются, а оказывается воздух пинают.
Поймите: если этих парней и девушек не отправили на Универсиаду в Казань, то это вовсе не значит, что в России нет студенческого спорта. На днях на эту тему мы спорили с моим коллегой. Работает, к слову, в Комсомольской правде. Так вот он тоже говорит, мол студенческого спорта нет. Спустя пару минут себя же поправляет: нет - это не значит «не существует», а «нет в сравнении с американским аналогом».
Сразу вспомнились 70-е годы, когда жевательной резинки в СССР не было. Мама рассказывала, что народ в то время таёжную смолку жевал. В Америке, разумеется, в это время уже во всю в ходу была жвачка, любого вкуса и цвета. Обе страны жевали – значит и у той и у другой была жвачка? Сходств у них практически не было, но это не мешало жевать как одним, так и другим. Никто не спорит, что со временем мы перешли на американский продукт. Но было время, когда в ходу было свое. Из песни слов не выкинешь.
Аналогично и с нашим студенческим спортом. В России он есть. Да, не такой как в Америке. Да и кто сказал, что он должен быть один в один как зарубежная модель? Со всеми минусами и недочетами он заражает людей своей идеей. Молодёжь начинает жить студенческим спортом.
По работе общаюсь со многими людьми из этой сферы. Так, в конце июня в Москве прошёл учредительный съезд Ассоциации студенческих спортивных клубов (АССК). Съехались в столицу сотни активистов с разных уголков России. Были среди них мои приятели и те, с кем благодаря съезду удалось познакомиться. Большая часть из них – это студенты 4-5 курсов. Почему-то именно к этому периоду студенты активно берутся за развитие студенческого спорта. Есть ребята и помоложе, но костяк активистов в целом по меркам студенчества возрастной. Мои знакомые, посетившие съезд, в этом году закончили вуз: кто специалитет, кто магистратуру. Но проекты, которые они не один год поднимали на ноги, проекты, ради которых пришлось постучаться не в одну закрытую дверь и которые в конечном счете удалось запустить, сегодня в их вузах успешно развиваются. Как пример, студенческие футбольные чемпионаты (СФЧ) в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ярославле, Ростове.
Ребята-организаторы – отдельная тема. Через них проходили и продолжают проходить все вопросы по студенческим спортивным мероприятиям: поиск площадок, организация судейства, поиск финансирования, ведение статистики, написание отчетов, съемка и монтаж матчей. На первых порах этим трудоёмким процессом занимается один, реже два человека.
Окончание вуза предполагает, что жизненный этап, связанный со студенческим спортом, вроде как пора заканчивать. Проблема первая: жалко всё оставлять. Потрачено уйма времени, сил, хочется и дальше развивать проект. Проблема вторая: рад бы передать проект в надежные руки, да вот только таковые еще не подросли. Что делать? Расти и развиваться дальше, причем делать это в своём вузе. Выпускники и активисты из числа моих знакомых решают этот вопрос просто: идут учиться в аспирантуру.
Просто – это сделать выбор. Дальше ведь еще поступить надо. Благо, парни и девушки с головой, своё дело знают. Поступают. А дальше есть несколько лет, чтобы довести до ума свой проект, выстроить систему, продумать структуру взаимодействия, найти единомышленников, которым в будущем можно будет передать все дела. Лично я знаю не один такой пример. Вот лишь некоторые: Анна Медведева, аспирантка, руководитель спортклуба МФЮА, председатель Ассоциации студенческих спортивных клубов России; Самвел Аветисян, аспирант СПбГПУ, директор спортивного клуба «Черные медведи»; Денис Чеканов, аспирант, руководитель спортивного объединения СПбГЭУ.
Если взять во внимание популярные после казанской Универсиады высказывания о несуществующем в России студенческом спорте, то возникает какое-то противоречивое чувство.
Если допустить, что студенческого спорта в России нет, то чем тогда, позвольте спросить, занимаются люди в своих спортивных клубах? Чай с печеньем на скорость попивают? Прежде чем что-либо отрицать, нужно хотя бы немного изучить историю вопроса. А то однажды придёте так в университетскую аудиторию, выступите с пламенной речью об Универсиаде и об отсутствии в стране студенческого спорта перед студентами спортклуба, а они вас не поймут. В этой ситуации однозначно кто-то окажется не прав. И не факт, что это будут студенты.
Если вечно держать в уме американский аналог и говорить, что в России в сравнении с ним ничего нет, то со временем в эти слова можно поверить. Но от того, что вы в них поверите, они из разряда мнения в факт не перейдут. Мнить мы можем до бесконечности. Главное не мешать людям, которые действуют. А такие есть. Правда, с ними в повседневной жизни о студенческом спорте и его проблемах говорят мало. А так бы они много интересного рассказали. Расскажут, будьте уверены. Была бы заинтересованность. Желательно искренняя, а не Универсиадой вызванная.
Вероника Дзвоник
Фото Валентины Строевой