Москва для Пини Гершона – счастливый город. В 2005 году в столице России израильский тренер Пини Гершон выиграл третий финал Евролиги и получил награду лучшему тренеру года из рук Александра Гомельского. Через 12 лет Пини прилетел в Москву на фестиваль Moscow Games вместе с Иланом Ковальски – главой израильской делегации. 

test Фото: REUTERS/Gil Cohen Magen

— Пини, в 23 года вы стали тренером. Почему так рано?

Пини: Вообще тренером я стал в 16 лет, но только работал с 14-летними парнями. А тренировать взрослые команды начал в 23. Я был игроком юношеской национальной команды. И был хорош! Но когда попал в первую команду, понял, что не могу быть лучшим.

— Почему?

Пини: Я недостаточно высокий. В то время в Израиль приезжало много иностранцев, и страна стала давать визы американцам. Много игроков были лучше меня. Я решил для себя: если не могу быть лучшим игроком – то буду лучшим тренером! Порой приходилось одновременно играть и тренировать. Но я кайфовал и получал за это деньги.

— С деньгами было напряженно?

Пини: Я вырос в бедной семье. Когда был молодой, денег не хватало. Поэтому мне разрешили тренировать юношеские команды.

— Говорите, что хотели стать лучшим тренером. Получилось?

Пини: Я сделал всё возможное в Европе. И вхожу в топ-4 лучших тренеров континента, внесших большой вклад для европейского баскетбола.

— Кто остальные три?

Пини: Желько Обрадович, Эторе Мессина и Божидар Малькович. Только они в Европе выиграли больше европейских чемпионатов, чем я.

—  Я знаю, что наш советский тренер Евгений Гомельский тренировал в Израиле. А сейчас он читает лекции в МГАФК.

Включается Илан: Я был его помощником тренера!

Пини: Вы говорите про старшего? А, Евгений! Понял. Он мой хороший друг. Сейчас ему 70 лет и он руководит музеем своего брата в России. Кстати, я первый, кто получил награду «Тренер года» из рук его брата Александра Гомельского.

— Чем вам запомнился Евгений Гомельский?

Илан: Во-первых, он еврей! В Израиле он очень популярен. Мы познакомились, когда он тренировал женскую сборную России. Мы пригласили его тренировать женскую команду "Элицур Холон", выступающую в Евролиге. А потом Евгений начал работать с женской национальной сборной Израиля.

— Были ли у него проблемы в Израиле?

Илан: Были недопонимания в команде из-за разницы менталитетов. Израильтяне ленивые, а в России все трудяги. Но у нас его любят. Он пожилой, и не может приехать в Израиль. Но мы общаемся каждый раз, когда я приезжаю в Москву. Кстати, скоро начнется еврейский Новый год, и я позвоню ему, чтобы сказать «Шана Това».

test Фото: Автор неизвестен

***

— Илан, вы – начальник Пинни. Какую должность он занимает сейчас?

Илан: Он наставник в академии баскетбольных тренеров! Это важное место. Если ты не проведешь 2 года в академии, то министерство спорта не даст тебе лицензию тренера. Еще он технический менеджер баскетбольной федерации и отвечает за все тренировочные программы для игроков и тренеров.

— Я знаю, что в Израиле в Шабат все отдыхают. Как его проводите вы?

Пини: Скорее не отдыхают, а не работают! (смеется). Но для меня это самый тяжелый день. В Шабат юниоры не учатся, и вся наша национальная команда от 13 до 20 лет тренируется с утра до вечера. У тренера нет выходных!

— Когда вы стали тренером, были сложности? Ведь в 23 многие были старше.

Пини: Да, большинство игроков было старше меня. Когда у тебя есть харизма, ты можешь тренировать любой возраст! Иначе я бы не стал сильным тренером.

— Когда вы первый раз зашли в раздевалку, как себя поставили?

Илан: Он начал с шутки.

Пини: Вообще люди говорят, что я шутник. Но я серьезный тренер, несмотря на то, что временами шучу. И мне не важно, что на площадке я достаточно жесток и не даю игрокам спуску.

— Были моменты, когда в начале карьеры ваши способности ставили под сомнение?

Пини: Никогда! В первый год карьеры я тренировал капитана сборной Израиля с наибольшим количеством матчей за сборную. Мне было 24, а ему 32. Я уважал его, как игрока. А он меня – как тренера. Все осознавали мой авторитет. И никогда не было, чтобы я наказывал игрока, пользуясь моим положением в команде.

Илан: Спросите это у журналистов! (смеется).

Пини: Понятно, что зрители, фанаты, владельцы и менеджеры думают, что они лучше тренера. Но когда есть результат, то нет вопросов. Я единственный тренер в Израиле, который выиграл чемпионаты со всеми возрастами и все кубки лигах.

***

— Вы сказали, что выросли в бедной семье.

Пини: В очень бедном районе Тель-Авива с маленькими домиками.

Илан: Как колхоз! (смеется).

Пини: Хуже, чем колхоз!

— Это был криминальный район? Часто приходилось драться?

Пини: Да. И, если бы не баскетбол, возможно, попал бы в тюрьму. Я вырос среди преступников. В этом обществе, если ты не сильный, то пропадешь. Просто исчезнешь.

— Тяжелое детство помогло в тренерской карьере?

Пини: Я думаю, да.

— Почему?

Пини: Ничего в жизни не приходит легко. Если ты привык драться, когда молод, то будешь драться всю свою жизнь.

— В чем разница между российским баскетболом и израильским?

Пини: Сколько у вас в России человек живет? 150 млн.! А у нас всего 8 с половиной, и 40% населения вообще не в спорте! Потенциальных баскетболистов – 5 млн. из 8. У вас больше потенциала для спорта. А еще генетика! В Израиле много русских. И у всех наших высокорослых ребят русские мамы. Поэтому мы ищем русских во втором поколении или с русскими родителями.

— Это настолько важно?

Пини: Да! В России защитники под 2 метра. Помню, как я привел в «Олимпиакос» Милоша Теодосича из «Железника». Ему было 17. Для нас он был просто великаном, хотя его рост 196 см. В одной израильской команде могут быть всего 2-3 высоких. Когда мы играем против российских юниоров, я мечтаю находиться на противоположной скамейке. Русские сильнее, выше и мощнее.

— А сможете объяснить, чем отличаются стили баскетбола? Чтобы это было максимально просто.

Пини: Мы играем через защитников, а не через центровых. Через условного Шведа, а не через Мозгова. Игра по периметру идёт быстрее. Мы не ждём высоких игроков, на заслон, а быстро играем через маленьких.

— Лучший российский игрок в истории баскетбола?

Илан: Сложно!

Пини: Белов! Я видел, как он играл в Европейском чемпионате.

Илан: Еще есть Панов!

Пини: Но Белов лучше Панова! Я знаю, российский баскетбол со времен Михаила Коркии и Ивана Едешко. Гомельский построил эту систему 40 лет назад. В то время СССР было сложно обыграть. Даже американцам.

test Фото:XXII летние Олимпийские игры

— В России Ассоциация студенческого баскетбола назвала свой чемпионат Лигой Белова.

Пини: Знают, кто лучший! (улыбается)

Илан: МСБЛ?

— Нет. АСБ

Илан: Я знаю только МСБЛ. Они хотели, чтобы я стал генеральным менеджером. Я даже 6 раз прилетал в Москву на переговоры.

— Почему не получилось?

Илан: Потому что ВТБ были спонсором. И у них были большие денежные проблемы.

Пини: Они думали, что он богатый и решит это! (смеется)

Илан: Ещё у МСБЛ было много проблем с FISU. Потому что хотели заменить их турнир. А сейчас этой лиги уже нет. Светлана Абросимова уехала в Штаты и родила двойню. Было бы время – я бы все рассказал тебе про русский баскетбол.

***

test Фото: Gettyimages.ru/Uriel Sinai

— Вы трижды брали Евролигу. Какой раз круче?

Пини: Это то же самое, как спрашивать у родителя пятерых детей, кого он любит больше.

Илан: Какой хороший ответ!

— Где вы в первый раз выиграли Евролигу?

Пини: Это было во Франции. В полуфинале мы играли с ЦСКА и после половины матча уступали -12. И в итоге выиграли!

— Если игра так резко меняется, это обычно решение тренера. Что сделали в перерыве?

Пини: Я ввел в игру легкого форварда под два метра – Гура Шелева, который перевернул игру! С ним связан еще один важный момент.

— Какой?

Пини: В 2004 году Финал четырех проходил в Тель-Авиве. А мы проигрывали в четвертьфинале литовскому «Жальгирису». 3 очка за 2,2 секунды! И Гур Шелев через всю площадку вывел Дерека Шарпа на трехочковый бросок, который стал самым знаменитым в его карьере. Через год мы выиграли Евролигу и в Москве. И этот парень тоже был на высоте! В КГБ должны были пожалеть, что не устранили его (смеется).

***

— Как вы связаны со студенческим спортом?

Пини: В первую очередь, я отвечаю за все сборные команды Израиля. Одни из самых популярных соревнований – это Универсиада. У нас хорошая студенческая сборная. Мы способствуем их поступлению в университет, чтобы они начали новую жизнь, если не сложится со спортом.

— Почему вы приехали на Moscow Games?

Пини: Хочу оценить уровень баскетбола и организации. И наладить сотрудничество с израильским и российским баскетболом.

— Россия меняется с годами?

Пини: Да, я вижу прогресс всей России! Я бы хотел иметь такой же потенциал игроков и такую школу, как у вас. Слежу за российским спортом и завидую.

— Не хотели бы возглавить сборную России?

Пини: Я был бы счастлив!

Илан: Он слишком старый (смеется).

Пини: Я приеду из Израиля в Россию! Если федерация захочет, чтобы я помог развить потенциал российских игроков благодаря своим знаниям.

— Позволяете ли вы игрокам какие-либо слабости?

Пини: Нет, всё очень строго. Алкоголь высушивает тело, плохо влияет на мышцы. Неважно, пьют они в выходной или после игры. От этого много травм.

— У вас на телефоне фотография детей на заставке. Отдадите ли вы их в баскетбол?

Пини: Нет.

— Почему?

Илан: У него пять дочерей

Пини: Трое старших не занимаются спортом. Двое младших — в теннисе. Они хотят играть, как Шарапова (улыбается)

— Хотели бы еще сына?

Илан: У него нет шансов!

Пини: Последний ребенок у меня появился, когда мне было 56! И я мог бы еще попытаться…(смеется)

Егор МУХАНОВ
Studentsport.ru