Безденежье, травмы и большая авантюра, перевернувшая одну футбольную жизнь, — так можно описать карьеру Андрея Бухлицкого. Вместе с ним сборная России за пять последних лет выросла из дворовой команды до лидера мирового пляжного футбола. Начав карьеру с самых низов, Бухлицкий становился лучшим пляжным вратарем планеты и выиграл два чемпионата мира. Сейчас у сборной кризис, у Андрея — серьезная травма. 

c540aa5e25378ca420d3581deb84f737.jpg

Его детство пришлось на начало девяностых. На улице было весело: парни играли в футбол двор на двор и дрались район на район. В разборках участвовали старшие, а Бухлицкий показывал себя на коробке — футбол стал его главной страстью. Пока сверстники пили в подъезде, Андрей ехал на тренировку в спортивную школу «Торпедо-ЗИЛ». В одной команде с ним играли братья Березуцкие. Леша — в защите, Вася — под нападающим. Среди ровесников они выделялись всем: и физикой, и техникой, и характером. Когда Васю прессовали защитники, брат через все поле бежал заступаться за него, а через мгновение в разборку втягивались уже обе команды. Кровь и красные карточки на поле, шутки и подколы в раздевалке. «По мне, они и сейчас не изменились», – смеется Бухлицкий. 

Андрей Бухлицкий.jpg

«Было ли сложно в кризис? Не помню — я бутылки собирал во дворе»

В молодежке Андрей не заиграл. Его первым профессиональным клубом стал железнодорожный «Титан», занимавший на тот момент 18 место во втором дивизионе в зоне «Центр». На тренировку приходилось добираться на электричке, дорога в общей сложности занимала два часа. База в Железнодорожном — школа выживания. Маленькие зарплаты и премиальные в три тысячи рублей за победу. Команда выигрывала нечасто, поэтому разовый триумф был настоящим праздником. В это время братья Березуцкие попали на карандаш к Валерию Газзаеву, а позже заиграли в ЦСКА. В «Титан» пришел другой функционер. С новым финансированием клуб стал понемногу выбираться из грязи, а Бухлицкого отдали в аренду в кемеровский «Кузбасс». В новом клубе все было налажено: в нападении Карапет Микаелян, забивавший французам на «Стад де Франс», в воротах — возрастной вратарь, которого не вытеснишь из основы. Однажды на матче Бухлицкий увидел, как тот облизывает кончики перчаток, чтобы не терять концентрацию, и взял прием себе на вооружение. Когда уезжал из Кемерово, на глаза наворачивались слезы. Несмотря на то, что руководство клуба не выплатило денег за сезон, Андрею было жалко покидать команду, в которой играли отзывчивые и честные люди. 

Андрей Бухлицкий_3.jpg

«Выставлен на трансфер!» — не о таком возвращении мечтал Бухлицкий. Он подал в КДК — откликнулся Николай Толстых, будущий президент РФС. Тот позвонил владельцу «Титана» — на следующий день Андрей был на тренировке. Однажды Бухлицкому пришлось парировать удар с двух метров. Выставил ногу — раздался хруст, чуть позже был диагностирован разрыв мениска. Ему сделали две операции: на колене и травмированном ранее плече. Второй дивизион — денег нет и сомнительные перспективы, но Бухлицкий даже не думал сдаваться. После долгого периода восстановления он оказался в Ижевске, а потом в тверской «Волге». Последнее пристанище запомнилось Бухлицкому тяжелыми условиями на псевдобазе в Эммаусе. Зимой закончился контракт, и Андрею пришлось выживать — начал таксовать по Москве.  

Андрей Бухлицкий.jpg


«Второй дивизион — болото, где людям нет дела до футбола. Функционеры рубят деньги, а молодые таланты пропадают» 

Летом позвонил знакомый футболист Илья Леонов: «Приходи в Серебряный бор в пляжку играть». Бухлицкий был без команды и с радостью втянулся в новую компанию. В это время он был на просмотре в «Спортакадемклубе», где ему говорили: «Куда ты ходишь? Это непрофессионально!». На второй круг он опять уехал в «Волгу», которая по итогам сезона заняла впечатляющее седьмое место. После банкета ему позвонил Александр Алаев, с которым вместе играли летом: «Завтра вылет в Крым с пляжной сборной России. Ее тренирует Николай Писарев. Поедешь?». Бухлицкий доверял Алаеву, как себе. В Севастополе было холодно — на пляже тренировались в носках. На Крым обрушились ливневые дожди, и сборная перешла в зал на территорию местной военной части. В самолете на обратном пути Бухлицкий услышал, что в Москве будет турнир, но даже не поинтересовался, какой. Кубок Европы в Лужниках, 10 000 зрителей на трибунах. В первом матче россияне обыграли слабых бельгийцев с минимальным счетом, а следом попали на чемпионов Европы последних лет — сборную Португалии. Защитник сборной России Антон Шкарин рассказывал: «Была задача не проиграть разгромно». Бухлицкий пропустил первый же удар с центра поля — португальцы поверили в легкую победу. А уже после матча не могли понять, как проиграли парням, начавшим играть в пляжку полгода назад в Серебряном бору. В финальном матче россияне уступили один мяч швейцарцам, но все равно заявили о себе на всю Европу, а Бухлицкого признали самым ценным игроком турнира. «Тогда мы получили свои первые деньги, – рассказывал ставший капитаном сборной Илья Леонов. – Прямо в раздевалке отдали. Я очень доволен был!». 

Бухлицкий.jpg

«Мы взяли базу у испанцев. Потом стали придумывать свои стандарты, а вскоре бразильцы начали их копировать. Мы долго учились, а потом другие уже учились у нас» 

После успеха в «Лужниках» проблем у Андрея меньше не стало. Он продолжал искать счастья на просмотрах, где слышал за спиной: «А зачем нам пляжный вратарь?». Тогда Сергей Анохин — президент Федерации футбола Москвы — пригласил Бухлицкого в только сформировавшийся пляжный клуб «Строгино». Андрей решился на эту авантюру и сделал ставку на новый вид спорта. С деньгами было тяжело — вид спорта сезонный. Зимой Бухлицкий выживал: играл во все и везде, бывало, деньгами помогал Анохин. Летом, когда играли, было легче. Кстати, в первом же сезоне «Строгино» взял серебро чемпионата России. 

«Мы поверили. Сделали правильный выбор и не прогадали. А сейчас многие молодые футболисты пропадают и распыляются на ерунду. Например, играют в ЛФЛ, чтобы заработать денег» 

Сборная с каждым годом завоевывала авторитет на международной арене и в 2009 году выиграла Евролигу. Самолюбие чемпионов задело поражение от швейцарцев в четвертьфинале чемпионата мира в Дубае. Бухлицкий переживал настолько, что в отпуске не разговаривал даже с женой. «Это был определенный этап становления нашей сборной, мы постепенно осознавали, что сделали неправильно», – вспоминает Андрей. Через полгода россияне выиграли московский этап Евролиги, после которого Писарев сказал: «Парни, я ухожу». Тренировать начал его ассистент Михаил Лихачев: при нем сборная прибавила в тактике и стала разбирать игры соперников. В 2010 году сборная России впервые выиграла Кубок Европы, Андрею предложили контракт в столичном «Локомотиве» — до этого ежемесячной зарплаты ни в одном клубе еще не было. Через год сборная России выиграла свой первый чемпионат мира, победив в финале бразильцев. «Все было как в тумане, – говорит Бухлицкий. – У нас не было лишних мыслей, просто выходили и топтали!». Победу отметили скромно: посидели два часа в ресторане и поехали в аэропорт. 

Андрей Бухлицкий.jpg

«Мы не бразильцы. В 2005 году и близко не было пляжного футбола — сейчас это смешно вспоминать. Но дисциплина, бойцовские качества и нежелание проигрывать сделали свое дело» 

Летом 2015 года он увиделся с Василием Березуцким. Шутили и общались, будто всю жизнь играли в одной команде. После того, как их пути разошлись, Бухлицкий стал двукратным чемпионом мира и Европы, Березуцкий — капитаном сборной России. Сейчас Андрею — 34, и он очень хочет вернуться на песок, чтобы в третий раз стать чемпионом планеты. 

Андрей Бухлицкий.jpg

 Егор МУХАНОВ, StudentSport.ru
Фото из личного архива 
Андрея БУХЛИЦКОГО