Сегодня каждый старшеклассник, активно занимающийся спортом, задаёт себе вопрос, куда пойти учиться дальше. Кто-то твёрдо решает связать свою жизнь с профессиональным спортом и поступает в профильный вуз. Но основная масса ребят выбирает обычные вузы, даже имея при себе хороший спортивный разряд и желание продолжать тренироваться. Причин здесь несколько: с одной стороны, в случае получения серьёзной травмы, свести на нет риск остаться у разбитого корыта, с другой – возможность после завершения спортивной карьеры без труда найти себе работу в другой сфере. Безусловно, идя в неспортивный вуз, почти каждый абитуриент грезит, что ему удастся совмещать учёбу со спортом, тренироваться в прежнем режиме, при этом зарабатывать неплохую копеечку, выступая за свой институт на межвузовских соревнованиях. Но что выходит на деле? Всегда ли, как в рекламе «Газпрома», мечты сбываются? В данной статье мы хотим выделить основные барьеры, которые мешают совершенствоваться спортсмену в обычном многопрофильном вузе. 

Ст_1.jpg

Преподаватели не идут навстречу 

Перед V Всероссийской летней Универсиадой по волейболу журналисты сетевого СМИ studentsport.ru брали интервью у участников турнира. В ходе общения выяснилось, что практически у всех команд так или иначе проявлялись проблемы с учёбой. Преподаватели не хотели идти на уступки и отпускать волейболистов в самый разгар сессии. Благо, в Белгород все сильнейшие сборные страны приехали. Но какой ценой им досталась эта поездка? Не сказалось ли это на их подготовке? 

Эталоном в этом вопросе должна стать образовательная система США, которая отличается своей гибкостью. Студент сам устанавливает себе интенсивность занятий: в каком-то месяце может её снизить, а в каком-то, наоборот, повысить. Главное – набрать за время обучения определённое число предметов. Такая система позволяет беспрепятственно выезжать на тренировочные сборы и соревнования, а вместе с этим – прогрессировать в результатах.  

Отсутствие финансирования 

Не выступаешь за свой вуз – остаёшься без спортивной стипендии. Кто-то ради принципа едет на межвузовские соревнования под чужими знаменами. Но финансового успеха это тоже обычно не приносит: никто не станет платить студенту из другого университета. Как следствие всей этой ситуации – спортсмен идёт искать альтернативный источник дохода, устраиваясь на работу. Сочетание «работа+учёба» отнимает слишком много сил и времени. Студент перестаёт тренироваться и навсегда прощается с большим спортом. Чуть лучше обстоят дела с финансированием в вузах командных видов спорта - футболом, баскетболом, хоккеем. Но всё же до стипендий студентов из США – Sport-scholarships – нашей стране ещё плыть да плыть. 

Потеря мотивации 

Надо признать, что в вопросе мотивации в последние годы ведется немалая работа. Для студентов на соревнованиях (пусть пока далеко не на всех) создаётся атмосфера праздника: музыка, ведущий, группа поддержки, телевидение. Также некоторые вузы способствуют командированию своих команд на заграничные турниры. Однако главный мотиватор – перспектива перейти из студенческого спорта в профессиональный – у нас по-прежнему работает плохо. Если брать в пример все так же США, то там просматривается чёткая схема в спорте: школа-колледж-профи. Пусть далеко не все попадают, но система есть. В России же школьный и университетский спорт рассматриваются как сопутствующая обучению деятельность. Тем не менее, в последнее время наметилась положительная динамика. В 2007 году стартовал чемпионат Ассоциации студенческого баскетбола, спустя несколько лет была создана Национальная студенческая футбольная лига (НСФЛ), а осенью 2016 старт возьмёт Российская студенческая хоккейная лига (РСХЛ). Хочется верить, что в скором времени называться спортсменом-студентом будет модно, гордо и престижно. 

 Евгений ДЕРЕВЯНКО