Универсиада-2019 открыла нам керлинг в новом свете. Он стал узнаваем, почитаем и популярен. Если кто ещё не понял, что это полноценный вид спорта со своими законами, традициями и историями, тогда этот материал точно для вас. Всю правду о керлинге раскрыл комментатор «Матч ТВ» Роман Трушечкин.

Фото из личного архива Романа Трушечкина

– Вы известны, прежде всего, как футбольный комментатор. Перейти в керлинг сподвигли обстоятельства или любовь к этому виду спорта?

– Впервые стал комментировать керлинг в 2013 году. Тогда наши девушки выиграли Универсиаду. Изначально это была необходимость, но потом постепенно втягивался и в какой-то момент поймал себя на мысли, что до керлинга в олимпийской программе был всего один командный вид спорта – хоккей. Теперь их хотя бы два. Если вникнуть, то кажется, что керлинг – динамичный и интересный вид спорта. Да, здесь нет серьезного контакта и борьбы, но зато столько головоломок для тебя.

– Раньше люди, увидев керлингисток по телевизору, восклицали: «Что за дом хозяйки со швабрами?» После введения керлинга в программу Универсиады-2019 скептицизм поугас?

– Абсолютно точно. Я бы от своей коллеги по репортажу – чемпионки Европы Екатерины Галкиной – получил бы по голове за слово «швабра». Почти и получил, собственно, в одном из репортажей, где у меня это слово проскочило (улыбается). В Красноярске провели колоссальную работу. Здесь до Универсиады прошли около 170 мероприятий по керлингу – это визиты в школы, садики, учебные заведения. Все это теперь позволяет собирать на трибунах порядка 1000 человек. Это шикарная цифра для керлинга.

– Один матч длится минимум 2 часа. Как удержать зрительский интерес?

– Длительные спортивные соревнования – это в североамериканских традициях. У них есть еще бейсбол, который может идти весь день. Зрители находят, чем себя занять. Поскольку в Канаде керлинг развивается давно, и люди понимают, в чем именно заключается смысл игры, керлинг хранит свои традиции через длительный регламент. Уважение к традициям делает этот вид спорта популярным и стабильным. Потому что виды, где часто меняются правила, не пользуются популярностью.

Фото: Дирекция Универсиады-2019

– Много ли стоящих инфоповодов в керлинге?

– Керлингисты не попадают регулярно в такие истории, как, например, футболисты. Но иногда скандалы все же случаются. Самый яркий произошел недавно в Канаде. На национальных соревнованиях известный спортсмен Райан Фрай явился на игру, мягко говоря, в нетрезвом состоянии. Он вместе со своей командой вел себя настолько вызывающе, что канадская публика быстро поняла, что на дорожке происходит что-то странное. Они буянили, били щетками по льду, не сдерживали себя с точки зрения лексики. Игру остановили, а спортсмена на какое-то время отстранили.

– Кстати, насчет лексики. У керлингистов прикреплен микрофон, и все их разговоры во время матча прослушиваются. Бывает ли такое, что проскакивает брань?

– К сожалению, здесь, на Универсиаде, кто-то из наших парней за кадром произнес слова, которые на иностранный язык перевести достаточно тяжело (улыбается). Часто бывает и наоборот: не слышно, что конкретно человек говорит, но по губам читаются совершенно понятные слова. Вообще, керлингисты не обязаны надевать микрофоны. Это жест доброй воли. Если бы был такой спортсмен, который почувствовал, что не сдержится или попадет на серьезный штраф, он бы просто не надевал микрофон.

– Матчи длятся по несколько часов, для этого нужна хорошая выносливость. Бывали случаи, когда спортсмены падали в обморок?

– Такого не помню. Часто бывает, что человек должен сбегать по нужде. Во время игры он быстро снимает с себя инвентарь и убегает в зал. Здесь же, во дворце им. Ярыгина, мы видим, что все удобства расположены максимально близко к выходу с дорожки. Так что спортсмены не теряют на это много времени. В этом виде спорта все-таки нет постоянной работы. Здесь не нужна такая физическая подготовка, как у бегунов-марафонцев. Это дает керлингу возможность играть сразу несколько сессий в день – утром и вечером. Фактически, могут играть полдня. В любом другом виде спорта такое представить невозможно.

– Зачастую керлингисты при розыгрыше броска издают громкий звук «Свип!» Звучит очень эмоционально, не так ли?

– Конечно. Кричащий спортсмен преследует несколько целей. Во-первых, он призывает своих коллег, которые натирают ледовую дорожку щеткой, не останавливаться и не снижать давление на лед. Во-вторых, считается, что голос каким-то образом влияет на движение камня. По мне, так это из области фантастики, но они считают, что голосом можно загипнотизировать камень.

– Если в одном из эндов команда разгромила соперника, то игроки могут издать такой клич, который деморализует противника на начало следующего периода?

– Это не принято в керлинге. Тут есть свод неписаных правил, именуемый «Клубом керлинга». Здесь принято, когда деликатно ведут себя не только болельщики, но и сами спортсмены. Они всегда должны быть корректны к оппонентам. Не зря говорят, что в керлинге соревнуются не друг с другом, а люди соревнуются с камнями. Кричать на камень бесполезно. Если он уже не движется, а просто стоит, он тебя уже не услышит: это же гранит.

– Самый невероятный бросок, который вы наблюдали?

– Самые сложные броски для публики – оборонительные. Это те броски, которыми выбивают камни. Когда случается тройной тейк-аут, т.е. когда бросок выбивает три камня, – это, конечно, выглядит шикарно. На Олимпиаде в Сочи британка Ив Мёрхэд своим броском выбила семь камней сборной США, установив тем самым олимпийский рекорд.

– Мы все знаем такого биатлониста, как Йоханнес Бе. Помимо своих спортивных достижений, он ещё и находка для любого журналиста –приколист, который всегда идет на контакт. Есть ли в мире керлинга схожие персонажи?

– Во-первых, все керлеры сборной России замечательные – как ребята, так и девушки. Есть швед Никлас Эдин – отличный парень. Одно удовольствие смотреть, как он выполняет свои броски – великолепная пластика. Кроме этого, есть знаменитая история Томаса Ульсурда – норвежского керлера, который ввел в моду штаны веселых расцветок. У норвежцев было неофициальное название «Команда-штаны». Обычно керлеры используют стандартные строгие черные брюки, а эти парни выходили в каких-то клетчатых невероятной расцветки штанах. Естественно, все внимание приковывалось к ним. Но здесь надо балансировать. Потому что керлинг – это спорт, скованный традициями, достаточно чопорный. Спортсмены должны, прежде всего, показывать хорошие броски. Внешний вид – на потом.

– В то же время мы должны понимать, что в 21 веке спорт не разделим с шоу. Одних результатов уже недостаточно.

– Согласен. Ну вот, например, сегодня на утренней сессии перед началом игры ведущий в зале предложил всем зрителем встать и потанцевать. Картина следующая: стоят две команды, которые сейчас будут бороться за выход в полуфинал Универсиады – Швеция и Норвегия. И мы видим, что ребята тоже танцуют, причем пляски раскрепощенные. И сыграли потом очень веселый матч. Когда надо, они умеют сконцентрироваться, когда надо – расслабиться.

– Олимпиада-2014 в Сочи. Мы завоевали бронзу в миксте, но потом у нас ее забрали из-за злополучного мельдония. Допинг в керлинге – это вообще как?

– Эта история до сих пор непонятна всем нам. Это первый и последний случай, думаю. Керлинг – спорт, где нужна большая координация, а не мышечная работа, поэтому группа самых жестких допингов сразу отсекается. Также выпадают те виды допинга, которые позволяют потерять вес. Керлинг очень демократичный: тут могут играть люди полные, худые, высокие, маленькие. Здесь человек в 50 лет может выполнить броски не хуже, чем юноша. Настолько широкий диапазон физической подготовки человека, что какие-то внешние вмешательства здесь никому не нужны. Чем мне еще нравится керлинг: ты знаешь, что комментируешь спорт, и он останется спортом после того, как прозвучит последний свисток. Лаборатория не повлияет на распределение мест. Таких видов спорта, к сожалению, остается все меньше.

– Как спортсмены из других стран относятся к этому инциденту?

– Думаю, что если поговорить с норвежскими ребятами, которым досталась вместо нас бронза, они признают, что уступили по делу. Конечно, они рады медали, но они понимают, что проиграли на льду, и та странная доза мельдония, которую нашли у Александра Крушельницкого, не могла дать никакого эффекта.

– Насколько сопоставим уровень Универсиады с мировыми чемпионатами и Олимпийскими играми?

– Организация и спортивный уровень здесь выдерживают абсолютно все стандарты. Мне есть с чем сравнивать. По уровню организации Универсиада приближена к Олимпиаде в Сочи даже не на 95, а на все 100%. Уровень трансляции и подготовки льда, волонтёры, работа со зрителями и журналистами – это все топ уровня. В спортивном плане Универсиада также на мировом стандарте. Сюда приехали несколько основных сборных – например, женская сборная Кореи и Великобритании. Они используют Универсиаду как этап подготовки к будущему чемпионату мира, который пройдет весной. Но в то же время понимают, что Универсиада – самоценный турнир, на котором нужно показывать результат.

– Три слова, которые идеально характеризуют керлинг?

– Сложный, умный, непредсказуемый.

– Керлинг или футбол?

– Зимой только керлинг, а когда трава прорастает, то футбол.

Евгений ДЕРЕВЯНКО
Studentsport.ru