Создание нового студенческого проекта в России – занятие интересное и рискованное. Раскрутить и сделать его успешным трудно. Еще труднее найти единомышленников, готовых поддержать идею морально и финансово. Российская лига студенческого технического спорта (Лига СТС) – проект, который привлечет внимание любителей быстрой езды со всей России. За образец возьмут КВН – пожалуй, самый успешный развивающийся российский бренд. Суть проекта в том, что на первый год в 10 крупнейших технических вузах России планируется создать собственные спортивно-технические команды. В дальнейшем количество вузов, участвующих в проекте, будет увеличиваться. Автогонки – коллективный вид спорта, и в последнее время все больше увеличивается роль гоночных конструкторов и инженеров. Число их велико, на одну машину, как правило, работает 15-20 специалистов высокого уровня. Вот этот-то опыт и будет передаваться студентам. Подробнее об этом проекте журналистам studentsport.ru рассказал промоутер российской серии «Formula Masters» Александр Ананьев. 

СТС3.JPG

– Александр, как появилась такая идея проекта? Финансы, цели, отклик аудитории. Хотелось бы представить общую картину 

– Идея Лиги студенческого технического спорта родилась по следам Лиги КВН, многие «звезды» которой стали успешны и нашли себе применение в кино и на ТВ-каналах. Однако для хорошей жизни в России кроме талантливых юмористов нужны инженеры, технологи, конструкторы. Современные молодые выпускники технических вузов ничуть не хуже гуманитариев и вполне готовы стать Королёвыми и Туполевыми нашего времени. Ярким примером может служить недавно созданный в МГТУ имени Баумана молодежный родстер «Крым», который по своему дизайну и технологиям опередил продукцию отечественных автозаводов. Студентов отличает смелость и широта мышления, огромный запас энтузиазма и желание «сдвинуть горы». Не секрет, что в западных автомобильных концернах успешно работает немало наших талантливых соотечественников. Спортивная организация «Формула-чемпионат» обладает целым парком болидов класса «Формула», необходимым оборудованием для обслуживания, коллективом опытных инженеров и механиков. Всем этим мы готовы щедро поделиться со студенческими командами ведущих российских технических университетов. Спонсором проекта выступит благотворительный фонд «Техноспорт» и ряд коммерческих брендов. Процесс формирования Попечительского совета Фонда сейчас в самом разгаре. 

– Кстати, о бюджете проекта. Каков он? 

– Не стоит зацикливаться на бюджете ЛСТС: он невелик - не больше зарплаты 1-2 волейболистов или баскетболистов в год. За бюджет средней футбольной или хоккейной команды Чемпионат ЛСТС на формульных болидах можно проводить лет 100-150. А в результате – несколько десятков тысяч хороших инженеров. Не секрет, что российские университеты дают студентам твердую базу теоретических знаний, однако современный момент требует от выпускников устойчивых навыков быстрой разработки и внедрения новейших технологий. Соревнуясь друг с другом, команды университетов, участвующих в ЛСТС, будут выпускать сотни и тысячи молодых инженеров в год. Да, именно инженеров. Потому что в нашем проекте пилот болида является, хотя и важным, но все-таки не главным действующим лицом команды. Спортивная составляющая - захватывающие гонки и мужественные пилоты, конечно же, тоже присутствуют, но главный эффект я предвижу в воспитании целого поколения инженеров и технологов. А где еще найти такой полигон для новых технологий, как не в автоспорте? В качестве пилотов команды ЛСТС будут привлекать наиболее талантливых выпускников российского картинга, в которых благодаря стараниям вице-президента Российской автомобильной федерации В.И.Скрыля недостатка нет. Уже сейчас около 100 пилотов от 16 до 20 лет готовы сесть за руль и подвинуть своих зарубежных сверстников с пьедесталов гонок любого уровня. 

СТС_1.jpg

– Я так понимаю, этот проект исключительно наш, незаимствованный. Или же есть прототип, на который вы ссылаетесь и который берете за образец? 

– Довольно успешно в мире развивается проект «Формула студент», есть прекрасные команды и в наших вузах. Однако по регламенту университет создает только одну такую машину в год, и они, по соображениям безопасности, не могут вместе соревноваться на гоночных трассах. Каждый год машина «Формула студент» создается практически с нуля. Мы не противопоставляем оба этих проекта, а объединяем эти усилия: предлагаем создать в наиболее передовых технических университетах спортивно-технические команды, способные обслуживать технику класса «карт» и «формула», создавать машины «Формула студент», принимать участие во всех российских автосоревнованиях. Оборудование команды достаточно универсально и позволяет решить все эти задачи, так мы добьемся наиболее широкого привлечения молодежи в команды. Кому-то из них понравится участвовать в соревнованиях и модернизировать существующую технику – эти студенты пойдут в ЛСТС, кому-то захочется создать что-то абсолютно революционное – тогда добро пожаловать в «Формулу студент». В конце концов никто в мире не удивляется высокому уровню баскетбола студенческих команд, так почему бы ни сказать свое слова техническим вузам?! 

– Много ли людей готовы поддержать ЛСТС? Кто будет отвечать за организацию соревнований, за рекламу? 

– Сейчас успешно идут переговоры с 6-ю российскими вузами о передаче нашей техники и технологий обслуживания. К тому же фондом «Техноспорт» принципиально принято решение о выделении дотаций студенческим командам. Могу добавить, что это не только московские вузы. Расширение регионов развития ЛСТС очень радует нас. Всего за 4 прошедших года были построены новейшие автогоночные комплексы в Волоколамском районе Подмосковья, Казани, Нижнем Новгороде, Смоленской области, Кемерове, Красноярске, Грозном, Рязани. Особое место - у автодрома в Сочи, который принимает один из этапов чемпионата мира «Формула-1». В этом году завершится реконструкция заслуженного автодрома Мячково в Подмосковье, обновленная трасса уже в августе примет первые соревнования. Активное строительство гоночных трасс идет в Самаре и Кабардино-Балкарии. Этих сооружений вполне хватает для устойчивого развития российского автоспорта. Теперь дело за развитием спортивных команд.

СТС2.JPG

– Можно ли рассчитывать на помощь федерального телевидения? Какова вероятность освещения студенческих соревнований на спортивных телеканалах? 

– Федеральное телевидение, в первую очередь, нацелено на существующие рейтинги телевизионного вещания. Красивую телекартинку нам смогут дать 20-25 болидов на старте гонок и хорошее оформление автодромов. Создание такой «красивой» картинки является важной и совершенно неотъемлемой частью нашего проекта. Мы абсолютно уверены, что наиболее прогрессивные телеканалы будут размещать наши репортажи уже с первых гонок. Наполнение телеконтентом мы можем предложить более чем солидное: только в основной части Кубка России намечены 24 гонки и 16 квалификаций. Также мы будем предлагать наши гонки растущим Интернет-ТВ-каналам. Наше российское «ноу-хау» для них - возможность смотреть гонки с 15-20 различных камер, а также впервые в мире мы предлагаем наблюдать за всей гонкой глазами пилота - камеры будут установлены в болиде на уровне гоночного шлема, а трансляция - непрерывно идти в Интернет. В октябре этого года первый комплект такого оборудования, позволяющего передавать видеоизображение с движущегося болида на Интернет-канал, уже был испытан на автодроме «Крепость Грозная» в Чеченской республике. 

– Как будут проходить соревнования, смогут ли в них участвовать студенты-любители? 

– Соревнования пройдут на российских автодромах, регламент будет максимально приближен к соревнованиям класса «Формула 1». Студенты будут участвовать в роли помощников механиков и инженеров, как телеметристы и администраторы. За руль гоночного болида сядут только лучшие из российских профессиональных пилотов. Как и в любом виде спорта, подготовка спортсмена длится не один год. Наш проект делает акцент именно на ежегодную подготовку выпускников наиболее продвинутых российских технических вузов к максимально быстрому освоению и улучшению новейших технологий. Старт намечен на июнь-июль 2016 года. Однако очень многое будет зависеть от отклика возможного зрителя. 

Дмитрий КАЗНАЧЕЕВ