Он студент МАДИ. Три года назад был игроком-любителем МСХЛ, а стал первым российским победителем этапа Кубка мира по скоростному спуску на коньках. Журналисты studentsport.ru сделали большое интервью с новым царем горы.

test Фото: из личного архива Германа Титова

— Когда ты встал на коньки?

— В 6 лет мама отдала меня в хоккейную команду «Химик» из Воскресенска. Сразу стало получаться: хорошо стоял на коньках — через две тренировки уже катался в общей группе.

— Тренер сразу разглядел твои скоростные качества?

— Нет, вначале они еще не проявлялись. Я был ниже всех на две головы. Скорость пришла годам к 14, когда я вытянулся и окреп.

— Твой дядя — известный хоккеист Герман Титов. Какое влияние он оказал на тебя?

— История дяди интересна: в детстве он плохо играл в хоккей, талант раскрылся уже в сознательном возрасте. В НХЛ уехал в 26 лет — для заокеанской лиги это поздно. С ним я виделся, в основном, по телевизору. 

— Почему не пошел по его стопам?

— Когда вырос, посмотрел на все реально. Трезво оценил свой уровень и понял, что дальше Молодежной хоккейной лиги шагнуть не удастся. Когда поступил в МАДИ, начал играть за хоккейную сборную университета.

— Как парень из МСХЛ оказался в скоростном спуске на коньках?

— В 2014 году про этот вид спорта мне рассказали друзья — заявились с ними на отборочный этап к чемпионату мира. Он проходил в два этапа: сначала обычный каток с препятствиями, затем — гора. В итоге, занял третье место и попал на чемпионат мира в Москве на Воробьевых горах. Там занял лишь 83 место. Не было ни опыта, ни тренировок. Даже не расстроился тогда: ехал с друзьями ради атмосферы, потусить.

test Фото: из личного архива Германа Титова

— Когда впервые увидел трассу, о чем подумал?

— Вышел на неровный лед и не понял, что это такое. Хотелось развернуться, собрать вещи и уйти. При старте нужно было сразу отрываться ото льда и прыгать вниз — страшно.

— Сейчас мандраж прошел?

— Да. Все приходит с опытом. Нужно было наработать много спусков, прежде чем пришла уверенность. Не замечаю уже скорости, хотя она доходит и до 80 км/ч! Раньше после финиша частенько говорил «ай, вот мог бы еще секунды три здесь скинуть» — сейчас такого нет. Обозначаю в голове время, на которое готов, и штурмую его.

— Недавно ты победил на этапе чемпионата мира Riders Cup в подмосковном Шуколове. Неожиданно?

— В целом, да. Хотя туда и не приехали лидеры мирового рейтинга, сильные иностранцы тоже были. Я хотел просто набрать зачетные очки для дальнейшего участия в Канаде. Потом показал первое время в квалификации и захотел добраться до финала. В качестве бонуса заплатили 500 долларов. Пока это самые большие призовые в карьере (смеется).

— У вас есть традиция: обливать победителя этапа холодной водой. Как тебе такой душ в -10°C?

— Я был на эмоциях и не чувствовал холода. Это крутая традиция. Только когда начал отвечать на вопросы корреспондентов, понял, что могу заболеть. Быстро надел шапку с шарфом и пошел греться.

test Фото: из личного архива Германа Титова

— Расскажи про международный опыт.

— Определяющим был чемпионат России-2016. Не отобрался бы тогда в сборную — ушел бы из спорта. Но все сложилось удачно — 3 место и возможность участвовать на этапах чемпионата мира. С тех пор побывал в Северной Америке, Финляндии, Австрии, Франции.

— Выступал в одном забеге с мировыми лидерами?

— Да, в декабре на Riders Cup сразу попал на чемпиона мира-2014 австрийца Марко Даллаго. Жутко волновался, но напрасно: обогнал всех, включая его. Правда, во второй попытке он отыгрался и в итоге выиграл этап. Но я понял главное: с лидерами можно бороться. Я тренируюсь всего год, но уже достиг большого прогресса. Иду по нарастающей. Думаю, к следующему сезону подготовиться так, чтобы дышать лидерам в спину.

— Чем отличается скоростной спуск на коньках в России от зарубежного?

— Условиями. В США есть трек, где можно кататься на роликах и имитировать все движения на горе. У нас такого нет. Пока еще. Но обещают построить всесезонную трассу — это было бы огромным скачком вперед. Также различия в финансах. У многих сборных есть спонсоры. Австрии помогает горнолыжный курорт. Это позволяет им делать трассу из искусственного льда. Кататься — одно удовольствие: лед такой же гладкий, как и в хоккее.

— Кстати, о спонсоре. Ты говорил, что обращался во множество компаний, но везде получал отказ. Кто в итоге стал тебя финансировать?

— Обращался за поддержкой в крупные авиакомпании, автозаправочные станции. Звонил по телефону, встречался. Лично никто не отказывал, отвечали общими фразами: «Мы подумаем и перезвоним». На этом все. Помог же один бизнесмен, который бескорыстно стал спонсировать мои перелеты на соревнования и тренировки.

— В 2016 году на чемпионате страны твой друг Андрей Антипов опередил тебя. В этом году выше в итоговых протоколах ты взял реванш. Сложно ли поддерживать приятельские отношения, когда конкуренция настолько велика?

— Ну, перед стартом мы друг другу «упади-упади» не говорим (улыбается). С Андреем хорошо общаемся, вместе тренируемся и радуемся успехам друг друга. Мы боремся за высокие места в мировом рейтинге. Если кто-то попадает в ТОП-64, тому уже не надо выделять квоту — будет больше шансов у молодых ребят попасть на этапы чемпионатов мира.

test Фото: Red Bull Crashed Ice. Компрессия

— Что самое сложное на горе?

— Когда на высокой скорости прыгаешь и зависаешь на несколько секунд в воздухе. Иногда трассы усложняют: в американском Сент-Поле пролетаешь пару метров, когда под тобой нету льда. Еще — компрессия. Когда разгоняешься сверху вниз, а потом снова едешь наверх. В этот момент сильно подбивает ноги, тяжело держать равновесие. Нужно хорошо владеть своим телом.

— Как ты тренируешься летом, пока всесезонная трасса не построена?

— Два раза неделю хожу в спортзал, занимаюсь кроссфитом. Для поддержки координации — батут. Ролики в скейт-парке. По вечерам три раза в неделю играю в хоккей.

— Возможно увидеть скоростной спуск на коньках в программе Олимпийских игр?

— Шансы большие, в 2026 году. Это самый зрелищный вид спорта: этап в Сент-Поле посетило 140 000 человек. В Канаде ожидается приход 200 000 человек в честь 150-летия страны — где еще такое увидишь? Людей привлекает высокая скорость, красота гонки, полеты и падения. Адреналин присутствует как у спортсменов, так и у зрителей.

— Что нужно делать России для развития спорта?

— Нужен интерес Минспорта. В перспективе Олимпиады надо выводить спортсменов на высокий уровень и помогать финансово. Подтягивать молодое поколение, формировать зрительский интерес. Но здесь идем верным путем: в этом году про нас написали многие СМИ, показали на федеральных каналах — Матч ТВ, НТВ, «360° Подмосковье», «Москва 24».

— Какие планы на будущее?

— Много тренироваться и догонять мировых лидеров. Сейчас еду в Канаду — на этап Riders Cup и финал чемпионата мира. Хочу показать там результат минимум в ТОП-32. Глобальная цель — выступить на Олимпиаде в составе сборной России.

Евгений ДЕРЕВЯНКО
Studentsport.ru