Карьера футболиста или баскетболиста начинается с похода в секцию под руку с мамой. У киберспортсменов — в домашних условиях, возле ноутбука, с кружкой молока и овсяным печеньем, под крики родителей отлипнуть от монитора и прочитать несколько страниц «Путешествия Гулливера» или «Тараса Бульбы». Каких-то 10 лет назад это считалось проявлением асоциальности, сейчас — шанс заработать и выбиться в жизнь Нужно лишь направить свои старания в правильное русло.

test Фото:Championat.com

Аудитория

Гранд-финал The International 2016 между командами Wings Gaming и Digital Chaos смотрели более пяти с половиной миллионов зрителей! Это как население Финляндии. Цифры впечатляющие. Особенно учитывая их динамику. Такие показатели заинтересовали Матч-ТВ, которому зрителей как раз не хватает. И осенью 2016 года холдинг проводил трансляции турнира из серии EPICENTER по Counter-Strike. Позже на одном из каналов компании были показаны игры турниров по Dota 2: The Boston Major и ESL One Genting. Одним из ведущих киберспортивных программ был Павел Занозин. Киберспорт в России смотрят почти так же активно, как футбол. Тем более здесь российские команды выступают намного успешнее. О допинге речи нет: все геймеры чисты, как стеклышко микроскопа. Студенческие кибертурниры смотрят пока слабо. Но у нас отличается сама система спорта, в отличие, например, от Соединённых Штатов, где студенческий киберспорт имеет совершенно другой статус. Но для первого турнира, в котором участвовали 90 университетских команд из 8 федеральных округов – вполне прилично.

test Фото:Rigaportal.lv

Деньги

Между статусом соревнований и суммой призовых в киберспорте существует прямая зависимость. Чем больше денег в призовом фонде, тем сильнее состав участников. Как пример — Чемпионат мира по Dota 2 (The International) в 2016 году сумел побить рекорд предыдущего по размеру призового фонда. На этот раз счетчик остановился на отметке $ 20 770 460, из которых команде-победительнице досталось около $ 9,2 млн. Призовой фонд первого сезона Всероссийской киберспортивной студенческой лиги составил 7 000 000 рублей. Больше, чем за победу в соревнованиях по футболу или хоккею. Для начала неплохо.

Темная сторона игры

В процессе игры геймеры не создают ничего нового, а используют заученный, как письмо Онегина Татьяне, математический алгоритм. Профессиональный геймер проводит за работой от 8 до 14 часов в сутки. Если навыки недостаточно отточены, то и больше. В среде киперспорта даже ходит такая байка: самый прокачанный игрок в Perfect World проводит в день 23 часа онлайн, а оставшийся час смотрит в окно. Здесь, как и в большом спорте, не исключены травмы. Грыжа позвоночника, близорукость, сколиоз. Список можно продолжать, но деньги и слава так просто не достаются никому.

Фото: Zarubezhom.info

И все-таки это спорт?

Такие споры постоянно идут, например, про шахматы — игра ли это, искусство или спорт? И это не мешает шахматам развиваться, иметь статус большого соревнования. Такая же ситуация с покером. По сути, киберспорт — способ заработать деньги. Но у него есть и социальная функция. Придать сидению в одиночестве перед компьютером смысл, дать почувствовать людям, что они являются частью большого коллектива, что они — участники международных спортивных соревнований, большое дело. Если бы не спортивный статус, большинству участников можно было бы смело ставить диагноз: синдром Аспергера. Но все геймеры — часть большой системы, развивающейся и интересной многим. Поэтому киберспорт расширяет привычное определение спорта. Нужно время, чтобы к нему окончательно привыкли.

Дмитрий КАЗНАЧЕЕВ
Studentsport.ru