Официальный старт Всероссийской студенческой киберспортивной лиги (ВСКЛ), о котором организаторы объявили 1 ноября, ознаменовал новую страницу в истории отечественного студенческого спорта. В считанные месяцы киберспорт заставил о себе заговорить многих: октябрьский турнир по Counter-Strike: Global Offensive под сводами столичного Парка легенд собрал многотысячную аудиторию, а флагманские спортивные СМИ страны стали информировать об итогах крупнейших киберспортивных соревнований и выделять под прямые трансляции эфирное время. 

1.jpg

Киберспорт: окончательно и бесповоротно 

Летом 2016 года киберспорт в России официально признали видом спорта. Соответствующий приказ подписал на тот момент ещё министр спорта Виталий Мутко. Распоряжение вступило в силу 17 июня. Теперь киберспортсмены после сдачи нормативов смогут получить такие звания, как «мастер спорта России» или «мастер спорта международного класса». Примечательно, что ещё в 2001 году Россия стала первой страной в мире, признавшей киберспорт. Статус был отменён в 2006 году за «несоответствие критериям». И вот в наши дни киберспорт снова легален. Дело в том, что условному досугу, претендующему на статус вида спорта, вовсе не обязательно руководствоваться олимпийскими «Citius, Altius, Fortius». Вспомните стрельбу, шахматы или покер (и не вздумайте, кстати, организовывать студенческую лигу по спортивному покеру  согласно российскому законодательству, это сродни установке игрового автомата в холле университетского общежития). 

3.jpg

Сесть за компьютер и совершить нечто важное 

Интернет-аудиторию условно можно поделить на тех, кто понимает мемы про раков и мид, и тех, кто уверен, что классический киберспортсмен едва ли похож на спортсмена внешне: атлетичное тело скрыто за солидным слоем жира, зрение посажено компьютером (соответственно, очки  обязательный аксессуар), ну и лёгкие прыщи в дополнение. Массовая культура вторит: наиболее яркий и стереотипный образ киберспортсмена-гика промелькнул в американском сериале «Южный парк» в серии с каламбурным названием «Make Love, Not Warcraft», где герои бились с почти неубиваемым грифером (так называют игрока, вышедшего в онлайн для того, чтобы портить игру другим). «Вы можете бездарно провести время на улице, бездумно гоняя мячик… А можете сесть за компьютер и совершить нечто важное»,  вдохновляюще заявляет один из персонажей. 

Geek.jpg

Живем! Алишер Усманов инвестировал в киберспорт 100 миллионов долларов 

Вот чем гики с лёгкостью смогут поставить ламеров (так они называют неуверенных пользователей ПК) на место, так это финансовым вопросом. Призовой фонд дебютного сезона ВСКЛ составит 7 миллионов рублей. Участники упомянутого турнира по CS:GO на Арене ВТБ разыгрывали 500 тысяч долларов. А призовой фонд чемпионата мира The International 6 по Dota 2 в 2016 году составил более 20 миллионов долларов! Именно в деньгах видит основную причину растущей популярности киберспорта в России Ярослав Комков, основатель первого киберспортивного стадиона в стране (да, есть теперь и такой). «Главное, что произошло в последнее время  Алишер Усманов инвестировал в киберспорт 100 миллионов долларов. После этого интерес к киберспорту сразу же значительно вырос», — рассказал Ярослав в интервью изданию «Спорт-Экспресс». Подобные бюджеты и не снились любой иной студенческой спортивной лиге, а завидовать рекомендуется молча. А ещё на киберспорт активно делают ставки, и по объёму заключаемых пари он входит в первую десятку среди всех видов спорта. 

2 (1).jpg

Живём студенческим киберспортом 

Ещё одним фактором роста армии киберспортсменов и их фанатов стоит считать ту лёгкость, с которой новичок при должной ловкости и желании может стать грандом. Дополнительный инвентарь не нужен (компьютер есть почти в каждом доме), нет надобности с детства утомлять себя изнурительными тренировками в ДЮСШ, да и вообще тренировки можно организовывать, не выходя из дома. Поступление в университет уж точно не поставит крест на профессиональной карьере: если и потребуют посещать лекции, то захвати ноутбук и работай над собой в аудитории. В столичном РГУФКСМиТ есть специализации «Теория и методика компьютерного спорта (киберспорта)» в рамках направления «Физическая культура». Студентов там готовят «к тренерской деятельности в области спорта, педагогической деятельности в общеобразовательных школах и организациях дополнительного образования». На двух курсах грызут гранит науки 17 юношей на очном и двое на заочном отделениях, девушки в списках студентов пока не значатся. Есть даже учебно-производственная практика, отмеченная благодарственными письмами. В марте, например, студенты проводили в школах Москвы и Московской области мастер-классы: теоретический (история развития избранной дисциплины киберспорта: War Thunder и Dota 2) и практический (разбор тактических действий и мини-турнир). 

6.jpg

За год планета может получить до 12 новоявленных чемпионов по киберспорту

Если говорить откровенно, студенческий киберспорт как таковой существует в России достаточно давно. Уже 6 лет проводится студенческое первенство Московской киберспортивной лиги. В прошлом сезоне в нём участвовали 28 вузов, бившихся в трёх дисциплинах: Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive и FIFA 2016. С 2015 года турнир входит в программу Московских студенческих спортивных игр  МССИ). Поэтому летняя инициатива Минспорта  это, скорее, попытка ведомства влиться в мейнстрим и упорядочить пока ещё броуновское движение киберспорта, ведь если процесс нельзя остановить, то его нужно возглавить. Но сразу удастся едва ли: например, чемпионаты мира по различным киберспортивным дисциплинам проводятся каждый месяц, соответственно, за год планета может получить до 12 новоявленных чемпионов, что немного обесценивает титул. Так что поживём  увидим. В любом случае, как раз через «чёрные зеркала» компьютеров, телевизоров, смартфонов и планшетов к нам идёт то будущее, в котором, например, через Pokemon Go постепенно стирается грань между виртуальным и реальным, а разговоры о «кибервойсках» из одарённых математиков и программистов становятся всё громче… 

Иван ВОРОНИН, StudentSport.ru