На этот раз героем нашей рубрики стал по-своему уникальный наставник – человек, завоевывавший в своем виде спорта награды и титула соревнований самого высокого уровня, как своей игровой карьере, так и бытность работы главным тренером – на профессиональном уровне и в студенческих соревнованиях – главный тренер сборной Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и труизма (КГУФКСТ) и краснодарского регби-клуба «Богатыри» Антон Левченко.
Фото из личного архива Антона Левченко
За свою тренерскую карьеру Антон Викторович приводил «Богатырей» к золотым и бронзовым медалям чемпионата России среди команд высшей лиги по регби-15, а также к серебру и бронзе высшей лиги в «семерке». На ранних этапах своей карьеры вместе с командой юных регбистов из Краснодара Антон Левченко неоднократно становился победителем первенств и Спартакиад России в различных возрастах. Кроме того, в послужном списке специалиста значатся медали Кубка страны, завоеванные как в качестве игрока, так и в качестве тренера.
Вместе со сборной КГУФКСТ Антон Викторович неоднократно становился чемпионом Всероссийской летней Универсиады, выигрывал серебро студенческого чемпионата Европы, а также приводил команды к золотым медалям прошедших в 2022 году первых Комплексных соревнований среди студентов, как в регби-7, так и в регби-15.
Помимо клубной карьеры и студенческого регби, наш герой успел поработать с национальной и второй сборными России по регби-7.
Фото: Федеральный центр спортивной подготовки резерва, fcpsr.ru
В интервью порталу StudentSport.ru Антон Левченко поделился своим видением на современное регби, поделился историей своего начала пути в этом виде спорта, а также рассказал о самой главной цели в своей тренерской карьере.
– Антон Викторович, прежде всего, расскажите, с чего начинался ваш путь в регби?
– Обстоятельства сложились так, что я был одним из немногих ребят, которые принимали участие в самой первой тренировке по регби на территории Краснодарского края, которую организовал и провел в последствии многолетний президент регби-клубов «Юг» и «Кубань» Федор Владимирович Мусатов. Это было в уже далеком 1996 году. Я на тот момент учился в краснодарской гимназии №82, а Федор Владимирович решил начать развитие этого вида спорта в регионе с того, чтобы организовать базу для нового клуба именно на территории нашей гимназии.
Я в то время, как и многие мальчишки, занимался многими видами спорта – самбо, футболом, баскетболом. Федор Владимирович сам проходил по классам и предлагал крепким и атлетичным ребятам прийти на тренировку и попробовать свои силы в новом виде спорта. Помню, что он прошел мимо меня и меня это очень сильно задело. Я тут же возмутился, что моих одноклассников зовут, тем более, во что-то новое, а меня нет, и предложил Федору Владимировичу прямо там доказать, что я сильней их. Конечно же, тогда он не довел дело до моих с выяснений отношений с одноклассниками и пригласил меня на тренировку. Так все и началось.
– Почему решили остаться в регби?
– В детстве я отдавал предпочтение игровым видам спорта. Регби привлекло меня тем, что в нем есть совокупность всего того, что нравилось мне: борьба, игровой процесс, игра на руках и игра ногой. Человек, который когда-либо близко познакомился с регби, не может быть равнодушным к этому виду спорта.
В моей игровой карьере были взлеты и падения. Был даже момент, когда мне пришлось на какое-то время бросить регби по причине травмы. Меня вызвали на сборы в юниорскую сборную страны, и за месяц до их начала я ломаю одновременно ключицу и руку, причем, совершенно в безобидной ситуации. По сути, на тот момент рухнула моя мечта. Долгое время я переживал этот момент, практически не занимался спортом, но потом мне позвонил Федор Владимирович Мусатов и предложил начать все с нуля. По сути, именно он вернул меня в регби.
Фото из личного архива Антона Левченко
– Сколько наставников приняли участие в становлении вашей игровой карьеры и кого из них можете выделить, как специалиста? Кто в большей степени повлиял на вашу тренерскую карьеру?
– За всю игровую карьеру у меня было три наставника – Федор Владимирович Мусатов, Александр Александрович Алексеенко и Валерий Игоревич Попов. Во многих аспектах работы они совершенно разные, поэтому от каждого из них я почерпнул что-то, присущее только им. Федор Владимирович прекрасный организатор и мотиватор, Сан Саныч, как никто другой, умеет грамотно выстроить все процессы внутри команды, подвести игроков к идеальным кондициям, а Валерий Игоревич – это, наверное, лучший тактик, которого я когда-либо встречал – он показал мне регби с другой стороны. Точно могу сказать, что в своей тренерской карьере я взял что-то от каждого.
– Сейчас во Франции в завершающую стадию входит Кубок мира по регби. Следите за турниром, и есть ли сборные на Кубке мира, на которые обращаете более пристальное внимание, как тренер регбийной команды?
– Конечно, слежу. Кубок мира – это форум, который притягивает внимание всего регбийного сообщества и на котором собрана вся элита мирового регби. Наш вид спорта не стоит на месте: меняются правила, регби-15 становится более динамичным и зрелищным. И каждый тренер должен грамотно перестраивать игру своей команды под нынешние реалии. Если раньше многие ведущие сборные играли в силовое регби, то сейчас большинство отдают предпочтение игре на руках с тактическими ударами ногами.
Что касается моих предпочтений, с первых дней моего знакомства с регби я болею за сборную Новой Зеландии. Кроме того, я бы выделил сборную ЮАР, хотя, признаюсь честно, стиль ее игры мне не совсем импонирует. В своих командах я пропагандирую регби на руках, а сборная Южной Африки десятилетиями проповедует силовое регби. Если говорить об этом Кубке мира, очень сильную и конструктивную игру с точки зрения тактики демонстрировала сборная Ирландии. Признаюсь честно, после группового этапа лично я считал ирландцев главными фаворитами турнира. Для меня четвертьфинальный матч Ирландии и Новой Зеландии был скрытым финалом.
Фото из личного архива Антона Левченко
– Насколько тяжело для тренера совмещать свою работу одновременно с командами по регби-7 и регби-15?
– Честно говоря, совмещать регби-7 и регби-15 довольно непросто. Нужно понимать, что в регби часть игроков могут быть полезны только в классической дисциплине. Конечно, в сезоне приходится ни один раз перестраиваться с «семерки» на «пятнашку» и наоборот, и при этом ничего не упустить. Наверное, в идеале нужно сконцентрироваться на чем-то одном и тогда быстрей придешь к результату. Но на практике это не всегда удается. На своем опыте могу сказать, что гораздо проще перестроиться с регби-15 на регби-7, чем наоборот. Конечно, для любой команды в такой ситуации все зависит от исполнителей и их уровня универсальности. Помимо технических навыков, игроки должны прекрасно разбираться в тактических нюансах, особенно в классической дисциплине, которую можно назвать шахматами в регби.
– В этом году сборным КГУФКС не удалось войти в число призеров Комплексных всероссийских соревнований по регби-7. Болезненно ли сказались эти поражения на командах и чем они обусловлены?
– В мужской команде большая часть игроков КГУФКСТ являются регбистами клуба «Богатыри», и в нынешнем году у команд произошла «накладка»: в даты, в которые прошли студенческие соревнования, мы проводили домашний матч в рамках чемпионата. Мы сделали свой выбор в пользу поединка чемпионата, чтобы не подводить зрителей, которые придут поболеть за команду на трибуны. Поэтому в Кисловодск на Комплексные всероссийские соревнования мы повезли экспериментальный состав.
Конечно, был план «Б» – привлечь в сборную КГУФКСТ студентов вуза, выступающих в других российских клубах. Но, к сожалению, плотный игровой график в сезоне не позволил нам усилиться большим количеством этих студентов перед турниром в Кисловодске. На конец ноября намечены Всероссийские студенческие соревнования по регби-15, повезем туда основной состав постараемся взять реванш там.
Фото из личного архива Антона Левченко
– Как вам в своей работе удается переключаться с борьбы в чемпионате страны с «Богатырями» на студенческие соревнования со сборной КГУФКСТ?
– Раньше с этим возникали сложности, но сейчас практически все игроки регби-клуба «Богатыри» – это студенты нашего вуза, и по сути я руковожу одной командой с небольшими изменениями.
– Вы возглавляли вторую сборную России по регби-7 и успели поработать в роли исполняющего обязанности главного тренера национальной сборной страны. В чем наиболее яркие различия для тренера в работе с национальной командой и клубами или студенческими сборными?
– Прежде всего, в уровне технической оснащенности и технических возможностей для главного тренера и его штаба. Если говорить о нашей сборной, детальному разбору со всех сторон, даже тренировочного процесса, посвящено очень много времени и в это вложены огромные ресурсы. Занятия сборной снимаются с большого количество камер, с разных точек, и у наставника есть все, чтобы сделать правильный анализ происходящего, опираясь на видеоматериалы. По сути, ты не тратишь много времени на объяснения, а просто демонстрируешь игроку необходимые моменты с разных точек. Для национальной сборной сейчас созданы все условия, как с точки зрения тренировочного процесса, так и в вопросах восстановления игроков.
– На ваш взгляд, может ли успешный в прошлом регбист при переходе на тренерскую должность, на начальном этапе карьеры пользоваться свои авторитетом, заработанным в качестве игрока?
– Если честно, я думаю, что для спортсменов имеет значение то, чего смог добиться твой наставник, как игрок. Но я не считаю, что хороший спортсмен может дорасти до хорошего тренера – это разный путь, разная психология и разный подход к делу. Но я был свидетелем того, как выдающиеся в прошлом регбисты, переходя на тренерскую должность, собственным примером и просто своим участием в тренировочном процессе мотивировали игроков. Думаю, успешная игровая карьера для тренера может быть только небольшим «плюсом» для него, для его авторитета в команде, и то на каком-то раннем периоде его работы. Все остальное наставник должен доказывать делом.
Фото из личного архива Антона Левченко
– А как вы относитесь к специалистам, не имевшим яркой игровой карьеры?
– Только положительно, если это сильный специалист. Есть яркие примеры людей, состоявшихся в качестве тренера, но не имевших практически никакой игровой карьеры.
– Кем вы видите себя в большей степени – тренером-тактиком или тренером-мотиватором?
– На отдельных этапах моей тренерской карьеры уклон был то в сторону одного варианта, то в сторону другого. На раннем этапе я мог бы назвать себя в большей степени мотиватором, потом, когда стал больше узнавать регби, больще внимания стал уделять тактике. Сейчас, думаю, что все это во мне, как в наставнике, сбалансировалось.
– Насколько у вас налажен диалог с руководством вуза? Ставит ли руководство КГУФКСТ перед вами конкретные задачи на тот или иной студенческий турнир?
– У нас полное взаимопонимание и уважение с руководством КГУФКСТ. И я, и руководство вуза максималисты, поэтому задачи перед командой всегда ставятся максимальные. Но при этом даже при неудачах вуз нас всегда поддерживает. Повторюсь, у нас выстроен правильный и грамотный диалог и полное взаимопонимание.
Фото из личного архива Антона Левченко
– Какую «задачу-максимум» на всю вашу карьеру вы ставите пред самим собой?
– У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Хотелось бы, чтобы регби в Краснодарском крае продолжало развиваться, и наш регион вернулся на ведущие позиции в стране. Я горд, что принимаю в этом участие, воспитываю новое поколение регбистов, востребованных на самом высоком уровне в России и за рубежом. Моя основная цель в карьере – это воспитание нового поколения, здорового поколения хороших спортсменов и хороших людей. Конечно, как и любому тренеру, мне хочется добиваться высоких результатов, выходить на новый уровень и достигать новых высот.
– Где тот момент или та победа, после которой вы скажете сами себе: «Это именно то, к чему я стремился всю свою карьеру»?
– Пьедестал на летних Олимпийских играх. Все реально, особенно в регби-7. В этой дисциплине успеха добивается тот, кто лучше подошел к конкретной игре. Яркий пример – мужская сборная Японии по регби-7 на первых Олимпийских играх после включения этого вида в олимпийскую программу.