Сегодня направление парусного спорта популярно среди студентов и стремительно развивается. СПЛ начала отсчет своей истории в России в 2013 году, благодаря сотрудничеству Российского студенческого спортивного союза с Российской ассоциацией яхт класса «Финн».

Фото: Студенческая парусная лига

Студенческая парусная лига сегодня

В 2021 году СПЛ при поддержке РССС и Всероссийской федерации парусного спорта разработала план развития студенческого парусного спорта в России до 2028 года. Результатом плана ожидается увеличение числа студентов, которые интересуются парусным спортом, занимаются в клубах и участвуют в соревнованиях различного уровня.

В ряде центральных как советских, так и российских университетов, парусные секции приобрели большую популярность. Это связано с тем, что в парусном спорте студенты получают не только спортивные навыки, но и улучшают свои инженерные и организационные способности. 

Не стоит забывать и о неповторимой ауре единения спортсменов, что составляет значительную часть жизни как университетов, так и жизни российского паруса, хранящего свою историю, традиции и прошедшего нелегкий путь. 

Однако главным препятствием для развития парусных секций в вузах является необходимость наличия водно-спортивной базы и флота спортивных яхт.

Фото: Студенческая парусная лига

Студенческая парусная лига в рамках своей программы сделала упор на доступность – развитие инструментов, в рамках которых студенты и команды вузов получают доступ к имеющимся на территории России базам и флотам однотипных яхт.

Помимо тренировок, на этих базах и флотах яхт организовано многоэтапное открытое соревнование Кубок Студенческой парусной лиги. Итоговый рейтинг студентов и вузов формируется по результатам всей серии соревнований, что дает объективную картину уровня развития парусного спорта по всем вузам. Сегодня в Кубке СПЛ представлено более пятидесяти вузов России.

История студенческого парусного спорта: открытие яхт-клубов на Неве 

Датой возникновения российского парусного студенческого спорта считается 1910 год. Тогда студенческие яхт-клубы создали сразу и в Москве, и в Санкт-Петербурге. 

В городе на Неве на тот год было уже десять обычных яхт-клубов, и студенты тоже решили обзавестись собственным. Сначала он располагался на Крестовском острове, недалеко от Императорского речного яхт-клуба, в узких кругах его прозвали «Михайловским».

Фото: Студенческая парусная лига

Так как количество юных спортсменов стремительно увеличивалось, члены яхт-клуба приняли решение создать и легализовать собственный устав. Однако это вызвало затруднения. Они было связаны с тем, что студенты того времени в России не имели права быть членами каких бы то ни было обществ, из-за чего занятия и серьезное увлечение парусным спортом наиболее активного слоя населения тогда встретило на пути немало серьезных преград. Однако, несмотря на все, устав Петербургского студенческого яхт-клуба утвердили и зарегистрировали 10 марта 1910 года за подписью Министра торговли и промышленности Сергея Тимашева. С этого момента по уставу членами клуба становились исключительно студенты высших учебных заведений и преподаватели. Кроме того, был объявлен членский и вступительный взнос: 6 и 10 рублей соответственно. 

После того как устав утвердили, студенческий яхт-клуб перебрался в Старую деревню, где брали свое начало практически все яхт-клубы Петербурга. К 1912 году в клуб входили уже 60 членов, и на их долю приходилось около 30 судов, в том числе 11 парусных, 2 моторных, 8 шлюпок, 7 буеров и др. 

История студенческого парусного спорта: открытие яхт-клуба в Москве 

Осенью 1912 года три московских студента обратились с ходатайством к Министру торговли и промышленности, чтобы аналогично открыть яхт-клуб в Москве, причем в качестве образца устава предложили уже установленный в Петербурге. Инициаторами открытия выступали студенты Московского университета Зальман Фейгельман и Александр Соколов, а также студент Императорского Московского инженерного училища Виталий Соколов. 

Фото: Студенческая парусная лига

Студенческий парусный спорт в послевоенные годы 

К сожалению, осталось мало свидетельств о том, как парусный студенческий спорт пережил периоды революций и Великую Отечественную войну. Однако известно, что основное его возрождение и расцвет пришлись на послевоенные 1940/50-е годы и на 1960-е годы — времена будущих и состоявшихся физиков и инженеров, среди которых этот вид спорта пользовался большой популярностью. В разных технических вузах образовывались соответствующие секции.  Энтузиасты парусного спорта восстанавливали старые яхты, налаживали клубную работу. 

Парусные секции, летние парусные лагеря были украшением многих вузов, вовлекали в себя не только студентов, но и профессорско-преподавательский состав, их детей, выпускников. Клубная жизнь, работа руками с материальной частью, морская практика, связь поколений и наставничество играли важную роль в воспитательной работе, давали незаменимую практику во многих направлениях, благодаря чему парусные секции активно поддерживались ректорами прогрессивных институтов и университетов. В 70-80-х годах XX века студенческие секции значительно усилились новыми спортивными яхтами олимпийских классов, крейсерскими яхтами.

Перестроечные и переходные годы сильно ударили и по парусному спорту. Не миновала эта участь и студенческую его часть – яхты не обновлялись с 1980-х годов, были потеряны почти все водно-спортивные базы вузов. Даже центральный студенческий яхт-клуб московских спортсменов «Буревестник» поменял собственника и превратился в мертвую стоянку катеров. 

Фото: Студенческая парусная лига

Но тем не менее, сегодня парусная студенческая жизнь восстала «из пепла». Это подтверждают многочисленные студенческие соревнования, конференции, круглые столы, фестивали, проводимые СПЛ. 

Мы познакомили вас с малой частью истории развития студенческого парусного спорта. В дальнейшем мы познакомим вас с мероприятиями, проводимыми СПЛ для студентов, а также расскажем, где тренируются яхтсмены высших учебных заведений столицы. 

Статья подготовлена по материалам Студенческой парусной лиги.
Проект реализуется при финансовой поддержке Минспорта России в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни».