В предстоящие выходные, 11 и 12 июня, на базе Донского государственного технического университета  (ДГТУ) состоится LAN-финал сезона Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. 

Фото: Всероссийская киберспортивная студенческая лига, vk.com/vksleague

Шестой по счету сезон ВКСЛ стартовал 1 января 2022 года. На пути к финалу команды приняли участие в двух этапах: региональном, прошедшем в субъектах Российской Федерации с 1 января по 31 марта в форматах ЛАН или ЕСНУП, и зональном, матчи которого были проведены с 1 по 30 апреля в формате ЕСНУП. 

Финал ВКСЛ проводится по олимпийской системе, с матчем за третье место. К Соревнованиям допускаются команды Образовательных организаций, в состав которых входят лица, достигшие 16 лет и не достигшие 25 лет по состоянию на 1 января 2022 года, подавшие заявку на участие в установленном ГСК порядке. Учащиеся могут выступать только за Образовательную организацию, в которой они обучались по состоянию на 01.01.2022, в составе одной команды в одном виде программы. Каждая Образовательная организация может представлять до двух команд. Команды включают в себя основные и запасные составы по одному или нескольким из пяти видов программы: - боевая арена (Dota 2) - 5 участников; - тактический трехмерный бой (Counter-Strike: Global Offensive) - 5 участников; - соревновательная головоломка (Hearthstone) - 1 участник; - стратегия в реальном времени (Starcraft II) и соревновательная головоломка (Clash Royale, ) - по 1 участнику на каждый вид программы. Состав каждой команды до 27 человек, в том числе до 13 участников основного состава, до 13 запасных участников, а также 1 тренер (представитель). Матчи олимпийской системы по умолчанию проводится в следующем формате: Counter-Strike: Global Offensive – bo3; Dota 2 – bo3; Hearthstone – bo5; Starcraft II – bo5; Clash Royale – bo7.

Фото: Всероссийская киберспортивная студенческая лига, vk.com/vksleague

Призовой фонд турнира размером в 3 млн рублей разыграют восемь победителей регионального этапа отбора Всероссийской киберспортивной студенческой лиги: сборные Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (МГТУ), Уральского федерального университета (УрФУ), Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), Кубанского государственного университета (КубГУ), Южного федерального университета (ЮФУ), Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (ТГУ) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ).

В преддверии главного турнира сезона Всероссийской киберспортивной студенческой лиги о развитии студенческого киберспорта в стране порталу StudentSport.ru рассказал вице-президент Федерации компьютерного спорта России, курирующий направление студенческого киберспорта, выпускник Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ (ФУ) Артем Винокуров.

Фото: ФКС России, resf.ru

Говоря о регионах, являющихся лидерами студенческого киберспорта в России, Артем Винокуров отметил, что их список не ограничивается субъектами, чьи вузы представлены в финале предстоящего LAN-финала сезона Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. 

«Все зависит от критерия, по которому мы определяем лидеров. Если брать по числу образовательных учреждений (вузов и сузов), в которых есть киберспортивные сборные, то в первую пятерку лидеров по компьютерному спорту стабильно входят Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, ну и, конечно же, Ростов-на-Дону, где пройдет финал Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. Если же брать по числу поступающих от региона заявок, то топ-5 выглядит так: Москва, Питер, Нижегородская, Воронежская и Новосибирская области», – подчеркнул Артем Винокуров.

Фото: Всероссийская киберспортивная студенческая лига, vk.com/vksleague

Вице-президент ФКС России также рассказал об основных различиях в организации онлайн-турниров и соревнований по киберспорту и соревнований, проходящих в очном формате.

«В принципе организовать на достойном уровне любой крупный спортивный ивент, в том числе соревнования по компьютерному спорту, - довольно сложная и трудоемкая задача, требующая аккумуляции значительных человеческих, финансовых и материальных ресурсов. Специфика киберспорта состоит еще и в необходимости обеспечивать участникам доступ к сложной и дорогостоящей технике, а также в организации трансляции состязаний в хорошем разрешении - это тоже очень непросто и требует значительных временных и материальных затрат. Так что любой формат сложен и трудозатратен по-своему. В любом случае нужна опытная и мотивированная команда профессионалов. К счастью, у ФКС России она есть. В частности, недавно мы успешно провели финал чемпионата России по компьютерному спорту в Белгороде. Судя по восторженным отзывам участников на сайте "Cybersport",  мероприятие прошло на весьма достойном уровне. Надеюсь, что и с Всероссийской киберспортивной студенческой лигой в Ростове-на-Дону выйдет не хуже», – рассказал вице-президент Федерации компьютерного спорта России.

Артем Винокуров также отметил, что призовые фонды турниров по киберспорту в России формируются за счет за счет привлеченных средств, в том числе из Фонда президентских грантов, а также спонсорской помощи со стороны крупных коммерческих структур и некоммерческих организаций.

Фото: Всероссийская киберспортивная студенческая лига, vk.com/vksleague

Вице-президент ФКС России также рассказал о сотрудничестве организации с ведущими вузами страны и, в частности, поделился мнением о важности создании на базах российских университетов кафедр киберспорта.

«В настоящее время в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ) уже открыта и успешно функционирует кафедра «ТиМ компьютерного спорта и прикладных компьютерных технологий». Там ведется подготовка по специализации «Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)». Кроме того, в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта на факультете здоровья и реабилитологи, кафедре теории и методики массовой физкультурно-оздоровительной работы открыта специализация «Теория и методика компьютерных видов спорта (киберспорт)». Стоит также отметить, что наши партнеры из киберспортивного холдинга ESforce Holding в феврале этого года открыли на факультете журналистики МГУ имени Ломоносова творческую мастерскую "Медиакоммуникации в киберспорте", где рассказывают молодым журналистам, как работают киберспортивные медиа: новостные СМИ и студии трансляций, как правильно выстраивать коммуникации с игровой аудиторией, какие сложности ожидают медиаспециалистов, которые намерены построить карьеру в киберспортивной журналистике. Не лишним будет напомнить, что почти ровно четыре года назад, в конце мая 2018 года Университет ИТМО и студенческий спортивный клуб «Кронверкские барсы» при консультационной и методологической поддержке ФКС России запустил первую в России программу поддержки талантливых киберспортсменов. Студенты-победители конкурса портфолио, проводимого в рамках программы, получают спортивную стипендию в размере 10 тысяч рублей в месяц на протяжении первого, а в случае сдачи сессии на «хорошо» и «отлично» и второго семестра обучения. Киберспортивная стипендия назначается пяти сильнейшим киберспортсменам в нескольких приоритетных для Университета ИТМО дисциплинах», – подчеркнул Артем Винокуров.

Фото: Всероссийская киберспортивная студенческая лига, vk.com/vksleague

Вице-президент ФКС России также добавил, что запуск большего количества совместных программ с российскими вузами даст толчок развитию киберспорта в стране.

«Общая задача федерации и вузов – помочь студентам, вовлеченным в киберспорт, реализовать себя, как тренера, игрока или менеджера. Сейчас количество персонала, вовлеченного в процесс развития киберспортивной команды, увеличивается с каждым годом. Если несколько лет назад у некоторых возникал вопрос, для чего команде нужен, к примеру, тренер по физической подготовке, то сейчас без данного специалиста сложно представить любую профессиональную киберспортивную команду», – добавил Артем Винокуров.

Уже 11 июня в Ростове-на-Дону стартует LAN-финал Всероссийской киберспортивной студенческой лиги, который соберет восемь лучших киберспортивных команд вузов страны. Решающие встречи сезона впервые пройдут за пределами Москвы – чемпионы ВКСЛ определятся в стенах Донского государственного технического университета (ДГТУ). Артем Винокуров рассказал о критериях, по которым было определено место для проведения финала сезона-2022.

«Решение о проведении соревнований в конкретном городе принимается по результатам конкурса. Специальная комиссия оценивает поданные городами-претендентами заявки и на основе определенных параметров принимает взвешенное коллегиальное решение квалифицированным большинством голосов. В данном случае Ростов-на-Дону в наибольшей степени отвечал критериям, предъявляемым комиссией к городам, желающим принимать у себя спортивное мероприятие», – рассказал вице-президент ФКС России.

Проект реализуется при финансовой поддержке Минспорта России в рамках федерального проекта «Спорт –  норма жизни».