В разговорах о теннисе болельщики привыкли вспоминать об успехах конкретных спортсменов и спортсменок, их победах на корте и их титулах. Но мы не всегда задумываемся, что триумф одного теннисиста – это колоссальная работа массы людей – личного наставника, тренера по физподготовке, диетолога и, конечно, преподавателя вуза, в котором спортсмен обучался и получил необходимые знания, после применяемые на практике.

Фото: StudentSport.ru

К сожалению, на данный момент в России не так много вузов, имеющих специализированные кафедры тенниса. Корреспондент StudentSport.ru пообщался с руководителем главной кафедры тенниса в России, выпустившей и продолжающей обучать немалое количество чемпионов и будущих тренеров мирового уровня.

Исполняющий обязанности заведующего кафедрой кафедрой теории и методики тенниса Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ), кандидат педагогических наук, доцент и выпускник Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Александр Джумок дал свою оценку текущему уровню студенческого тенниса в стране, рассказал о путях развития данного вида спорта и работе своей кафедры.

– Александр Александрович, в первую очередь, расскажите об истории создания кафедры тенниса и ее текущем положении.

– Кафедра была создана в 1976 году. У истоков ее основания стоял Семен Павлович Белиц-Гейман – человек, на чьих научных трудах, я не побоюсь этого слова, воспитан весь теннисный мир. Выпускниками кафедры являются министр спорта РФ Олег Васильевич Матыцин и президент федерации тенниса России Шамиль Анвярович Тарпищев На кафедре всегда уделяли и уделяют особое внимание научному подходу к спорту.

Сейчас на нашей кафедре учатся 156 студентов, в том числе 69 – на дневной форме обучения. Такого количества нет ни в одном российском вузе, имеющем кафедру тенниса.

Если говорить о студенческом теннисе в стране, думаю, на сегодняшний день Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма является флагманом. К сожалению, сейчас не так много российских вузов, в которых работает кафедра тенниса. Помимо РГУФКСМиТ, я бы выделил петербургский НГУ имени Лесгафта и Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

– Каков сейчас уровень материально-технической базы кафедры теории и методики тенниса?

– Я думаю, по уровню материально-технической обеспеченности, наша кафедра среди подобных уступает только ПГУФКСиТ, который получил шикарное наследие Всемирной Университады-2013. 

Сейчас кафедра теории и методики тенниса имеет в своем распоряжении три корта закрытого типа с хардовым покрытием и три закрытых корта с ковровым покрытием. Плюс к ним, в нашем распоряжении пять грунтовых кортов и один открытый корт с ковровым покрытием. Помимо этого, у нас есть специализированный зал физической подготовки, удовлетворяющий все требования спортсменов начального и более высоких уровней мастерства. В целом, наша материально-техническая база в полной мере соответствует тому, чтобы готовить будущих специалистов.

Фото: StudentSport.ru

– Какие главные задачи ставите перед собой по дальнейшему развитию кафедры?

– Думаю, не ошибусь, если скажу, что практически все вузы, будь то спортивные или нет, сейчас сталкиваются с одной проблемой – отсутствием большого объема объективной и актуальной информации. Лучший способ ее получения – это научные исследования. К сожалению, тот вектор, который был задан отцами-основателями кафедры, в 90-е годы прошлого века и в начале нулевых нынешнего был растерян. 

Я твердо уверен, что повышение уровня их образованности напрямую связано с их вовлечением в научную деятельность. Я бы хотел, чтобы на кафедре максимально возможное количество студентов были вовлечены в научную деятельность.

Мы прекрасно понимаем, что на сегодняшний день подготовка спортсмена – это серьезный технологический процесс. Помимо этого, это еще и коммерчески выгодная деятельность, в особенности теннис. И для того, чтобы процесс шел эффективно, что скрывать, экономически выгодно, необходимо грамотно оценивать все риски, которые могут стать причиной нарушении технологии.

Сейчас во всем спорте и в теннисе в частности самой глобальной проблемой является травматизм. Известно, что в возрасте до 17 лет из-за травм спортивные карьеры заканчивают до 70% занимающихся. На мой взгляд, это одно из самых перспективных и актуальных направлений для научной деятельности. 

Если обобщить все сказанное, для себя я ставлю задачу – вовлечь как можно большее количество студентов кафедры в научную деятельность, но при этом добиться того, чтобы их научные труды имели практическое применение и несли пользу в развитии тенниса в стране. Если каждый студент сделает пусть и небольшой вклад в науку, он получит реальные знания и сам выйдет на новый уровень образованности. 

– Как можете описать собирательный образ современного студента кафедры теории и методики тенниса РГУФКСМиТ?

– Тяжело ответить на этот вопрос, не задумываясь. Все студенты разные, к каждому нужен свой подход. Но если сравнивать с тем временем, когда я сам учился в вузе, сейчас студенты более независимы от мнения других, в большинстве своем менее амбициозны, и менее доверчивы к традиционным образовательным источникам информации – они, прежде всего, опираются на практику, нежели на теорию.

Фото из личного архива Александра Джумок

– Как оцените уровень интереса к теннису в стране?

– Если брать в расчет количество детей и подростков, который сейчас интегрированы в систему российского теннисного тура, – это достаточно солидные цифры. Но я бы хотел отдельно отметить, насколько в последние годы вырос уровень любительского тенниса в стране. Причем, это касается и количества вовлеченных в любительские турниры, и числа регионов, принимающих у себя соревнования среди непрофессионалов, и уровня их организации.

Любительский спорт – это самый большой пласт в стране. И задача государства обеспечит непрофессиональных спортсменов всеми необходимыми условиями для занятий спортом. Я говорю всем известные вещи, но они действительно важны и даже первостепенны. 

При этом, мы и здесь должны подходить к развитию любительского и массового спорта с научной точки зрения. Наша задача – выявить, насколько полезно или вредно для здоровья людей определенного вида деятельности или профессии занятия тем или иным видом спорта. Мы не должны ограничиваться на спорте, как просто на виде двигательной активности. Спорт должен приносить пользу организму и ни в коем случае не вредить здоровью.

– Стоит ли разделять студенческий и профессиональный спорт на примере тенниса?

– Само понятие «профессиональный спорт» предполагает, что конкретный вид спорта для человека является его профессией – основным видом  деятельности, приносящим доход. В студенческом спорте все не так. Поэтому, конечно, студенческий и профессиональный спорт необходимо разделять, как минимум, по задачам, которые и там и там преследуются.

При идеальной модели студенческий спорт и, в частности, студенческий теннис должны являться неким трамплином в профессиональный спорт, возможностью для плавного  перехода из детско-юношеского спорта в профессионалы. Поэтому мы должны обеспечить спортсменов-студентов не только достойной материально-технической базой, но и соревновательной практикой, организовывая для них турниры различного уровня.

Фото: tennisweekend.ru

– Кого из действующих студентов можете выделить? Как у них с успеваемостью?

– Ни для кого не секрет, что в России существует стереотип о том, что профессиональные спортсмены в вузах не учатся и преподаватели относятся к ним более, чем лояльно. Могу заверить, что это не так. 

Яркий пример – выпускник нашей кафедры, ныне вторая ракетка мира Даниил Медведев. Будучи студентом, он не позволял себе относиться халатно к учебе. Более того, Даниил концентрировался на тех вещах и моментах в учебе, на которые обычные студенты не обращают внимания. Думаю, полученное образование и высокий уровень IQ сейчас играют не последнюю роль в карьере Медведева.

Еще один яркий пример того, что спортсмены получают образование не за красивые глаза или свои титулы и достижения – это студентка первого курса, победительница двух юниорских турниров Большого шлема в парном разряде Диана Шнайдер. Да, в силу своей загруженности она не может посвящать всю себя учебе, но и требования к ней нисколько не ниже, чем к другим студентам. О чем говорить, если один из предметов Диана сдала только с третьей попытки.

– Насколько важно для профессионального спортсмена иметь высшее образование?

– Смотря для чего. Для того, чтобы быть профессиональным спортсменом? Наверное, нет. Но если свою дальнейшую жизнь после завершения профессиональной карьеры он решит посвятить педагогической деятельности, тогда полученное образование ему, несомненно, пригодится. Великий спортсмен – это далеко не всегда великий тренер. Тренерское мастерство приобретается с опытом, с полученными навыками и с образованием.

– Студенческий спорт – насколько важна эта повестка для нашей страны?

– Несомненно, развитию студенческого спорта в стране необходимо уделять большое внимание. В первую очередь потому, что студенчество – это огромный пласт населения России, причем, активного населения. Причем, к развитию студенческого спорта нужно подходит не системно, а с учетом его специфики.

Существуем немало примеров, когда юные спортсмены решают не посвящать себя профессиональной карьере, но и из спорта полностью уходить не хотят. Задача государства и вузов – дать таким студентам возможность продолжать заниматься любимым делом, совмещая это с учебой.

Фото из личного архива Александра Джумок

– На ваш взгляд, в чем основные сложности в развитии студенческого спорта в стране в настоящее время и есть ли они?

– Если говорить о студенческом теннисе и быть реалистами, можно сказать, что главной проблемой является нехватка теннисной инфраструктуры, особенно в регионах. Конечно, в первую очередь эта проблема вызвана финансовой составляющей. Проект самого простого теннисного комплекса – достаточно дорогостоящий сам по себе и имеет низкую рентабельность. Если мы возьмем сибирский регион, Дальний Восток, - с учетом климатических условий в этих регионах необходимо закладывать еще более внушительные суммы, как при строительстве, так и при эксплуатации спортивных объектов. Не всегда в таких случаях находятся источники финансирования подобных проектов.