В своих материалах, рассказывая об успехах спортсменов и студенческих команд в различных видах спорта, мы чаще обделяем вниманием тех, кто привел их к победам – тренеров. Спешим исправить эту досадную оплошность.

Портал StudentSport.ru запускает новую рубрику, в которой раз в неделю мы будем рассказывать о самых ярких специалистах в студенческом спорте и их пути к успеху.

Начнем мы с одного из самых успешных наставников в российском студенческом хоккее – главном тренере хоккейной команды Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (РЭУ) Георгия Катина

Фото из личного архива Георгия Катина

Предстоящий хоккейный сезон станет восьмым в тренерской карьере Георгия Александровича, и в свои 26 лет, возглавляя сборные РЭУ и «Авиаторов» из Московского авиационного института (МАИ), он уже успел выиграть со своими командами семь титулов чемпиона Московской студенческой хоккейной лиги, а также три серебряные и одну бронзовую медали чемпионата Студенческой хоккейной лиги.

В беседе с корреспондентом StudentSport.ru наставник ХК РЭУ рассказал о специфике работы тренера в студенческом хоккее, принципиальных соперниках в СХЛ, и перспективах для специалистов в студенческом хоккее.

– Георгий Александрович, расскажите, с чего началась ваша тренерская карьера?

– Тренером я стал случайно. В 19 лет я решил закончить свою игровую карьеру. Я был знаком с руководителем хоккейной команды «Авиаторы» МАИ Алексеем Данилиным. В межсезонье я позвонил ему совершенно по другому вопросу, не касающемуся «Авиаторов», а он в свою очередь позвал меня в команду. Я сразу же обозначил, что не планирую возобновлять карьеру и в шутку добавил, что приду в «Авиаторы» только в качестве тренера. На мое удивление Алексей сразу ответил согласием. Уже на следующий день я приехал на свою первую тренировку в команду МАИ, а спустя месяц стал главным тренером «Авиаторов».

– Будучи игроком, думали ли вы, что со временем продолжите свою хоккейную карьеру в статусе тренера?
– Мне всегда была интересна работа тренера. Еще во времена моей игровой карьеры я следил за тем, как работают мои наставники, старался учиться у них тактике, обращал внимание на их тренерские ходы во время матчей.
Мне повезло с наставниками. Благодаря им я начал разбираться в мелочах. К примеру, в 2014 году мой наставник Заслуженный тренер России Андрей Валерьевич Парфенов объяснил мне, как поменялся хоккей после увеличения зон нападения и уменьшения средней зоны, роль крайних нападающих в построении обороны и защитников в построении позиционной атаки. Эти и другие знания уже тогда расширили мое понимание хоккея.

Фото из личного архива Георгия Катина

– Вы успели поиграть в польской лиге. Успели оценить подход к работе местных специалистов? Сильно ли он отличается от работы с командами российских тренеров?

– Выступление и учеба в Польше – это очень интересный опыт в моей жизни, о котором я нисколько не жалею. Но что касается польских специалистов, им оценку я дать не смогу. Во-первых, команду, в которой выступал я, возглавлял российский специалист. В большинстве своем, на ведущих ролях в польской лиге были приглашенные специалисты из России, Финляндии, Швеции и других стран.

Конечно, были видимые различия с российскими командами, в первую очередь в построении процесса подготовки к сезону. Но говорить о том, что у польского хоккея есть свой стиль и свои яркие отличительные черты в сравнении с другими европейскими лигами, я бы точно не стал.

– У некоторых специалистов в вашем виде спорта со временем происходит «профдеформация»: они не могут смотреть хоккей глазами болельщика и пытаются анализировать все происходящее на льду, сравнивая это со своей работой. Вы за собой подобное замечали? Удается ли до сих пор просто получать удовольствие от просмотра хоккея?

– Не буду лукавить, отключаться и просто смотреть хоккей получается до сих пор. Я могу включить фоном какую-то трансляцию и параллельно заниматься домашними делами. Но если я сажусь смотреть матч, который мне действительно интересен, я стараюсь не упустить ни одной мелочи, найти какие-то новые тактические ходы, которые можно будет применить уже в нашей команде. Я стараюсь при просмотре хоккея по ходу матча задавать себе вопросы и в игре команд находить на них ответы. К примеру, я стараюсь по максимуму смотреть поединки плей-офф НХЛ. 

Это можно сравнить с походом в кинотеатр: кто-то приходит расслабиться и просто посмотреть новый фильм, а кто-то обращает внимание на детали, пытается понять, что режиссер хотел донести до зрителя в той или иной сцене. Каждый тренер – это тот же режиссер, который пытается вместе со своими актерами добиться признания зрителей. 

Я не могу сказать, что получаю огромное удовольствие от просмотра хоккея, все-таки, в первую очередь это моя работа. Я люблю тренировать и люблю хоккей, но я думаю, что по-настоящему может только болельщик может по-настоящему получить удовольствие от игры, и то, наблюдая, как его команда выигрывает.

Фото: StudentSport.ru

– Если в профессиональном хоккее команды, чью игру вы ставите в пример своим подопечным?

– Одной такой команды нет. Есть клубы, у которых я выделяю отдельные элементы: работу на «пятаке», наигранные комбинации в атаке, игра на вбрасывании. Большинства команд уровня НХЛ и КХЛ в определенной игровой ситуации есть свои тактические приемы, которые присущи только им. В этих лигах победы одерживаются за счет мелочей, и задача тренеров эти мелочи довести до совершенства. Знать ильные качества своей команды и правильно их использовать в матче с конкретным соперником – это и есть тренерское искусство.

Если приводить самый яркий пример в КХЛ того, что сказал выше, то я назову построение позиционной обороны у казанского «Ак Барса». Зинэтула Хайдарович Билялетдинов является для меня примером того, как необходимо строить позиционную оборону и в целом игру от обороны. Я не являюсь поклонником такой игры, но этот специалист на протяжении уже нескольких десятков лет показывает нам, как со своим игровым почерком можно добиваться больших успехов. 

– Сколько часов в день вы уделяете хоккею?

– Если брать мой стандартный рабочий день без матчей, в 10 утра я приезжаю на арену и возвращаюсь домой либо 20:00 либо ближе к полуночи – в зависимости от дня недели. Это и работа с командой РЭУ, и работа в Академии «Динамо» – командами юниоров и детей до 13 лет. Утром «Динамо», вечером – РЭУ, в выходные игры: такой распорядок на неделю.

– В работе с юниорами «Динамо» никогда не пытались примерить на себя роль скаута РЭУ и пригласить наиболее ярких игроков столичного клуба в команду Российского экономического университета имени Плеханова?

– Такого никогда не было. В Академии «Динамо» у ребят есть хороший шанс построить профессиональную карьеру, и было бы очень подло и неправильно по отношению к ним засватать их в студенческий хоккей, пусть и в одну из сильнейших команд СХЛ. Я тот человек, который должен помочь им сделать следующий шаг к своей мечте – стать профессиональным хоккеистом.

Более того, мои воспитанники сами не раз спрашивали меня об СХЛ, о команде РЭУ. Но я всем говорю, что вы ничего не потеряете, если попробуете свои силы в Молодежной хоккейной лиге. В таком возрасте хоккеисты только начинают свой путь, и возможность перейти в СХЛ, в случае, если по каким-то причинам в профессиональном хоккее у них не получится, у юных игроков в таком возрасте еще будет.

Фото: СХЛ, vk.com/shlru

– Часто мы слышим мнения и рассуждения о том, что студенческий спорт в России должен являться для молодых спортсменов ступенью для перехода в профессиональный спорт. Как считаете, какие перспективы для перехода в профессиональный спорт есть у тренеров в студенческом хоккее?

– Во-первых, я полностью согласен с тем, что студенческий хоккей и должен быть «трамплином» для молодых игроков в профессиональный спорт. Более того, на мой взгляд, нынешний чемпионат СХЛ по своему уровню намного сильней чемпионата НМХЛ. При этом, не нужно забывать, что в Студенческой хоккейной лиге молодые хоккеисты параллельно получают топовое образование в топовых российских вузах.

Что касается тренеров, в Студенческой хоккейной лиге есть достойные специалисты, которые способны уже попробовать свои силы на новом уровне. Но здесь вопрос желания и перспектив каждого специалиста. Я с огромным уважением отношусь к некоторым своим коллегам в СХЛ и считаю их сильными оппонентами.

– Есть среди тренеров команд СХЛ те, соперничество с которыми для вас является принципиальным?

– Я с огромным уважением отношусь к моему коллеге из ННГУ Дмитрию Кулябову и считаю наши с ним противостояния принципиальными. При этом, мы с Дмитрием находимся в теплых дружеских отношениях, часто созваниваемся, обсуждаем новые веяния в хоккее, делимся опытом.  Он также как и я старается каждый день учиться, узнавать что-то новое. Наши матчи с ННГУ мне всегда доставляли удовольствие, вне зависимости от их исхода.

Фото: StudentSport.ru

– Вы считаете себя жестким наставником?

– В любом случае, об этом судить не мне, а людям, которые работают со мной и видят каждый день. Я никому не напрашиваюсь в друзья, всегда поступаю так, как считаю нужным и как меня воспитали. Моя задача показывать результат, и я понимаю, что сам этого результата я добиться не смогу. Для этого мне нужно найти взаимопонимание с игроками и тренерским штабом.

Если смотреть на этот вопрос через призму «черного и белого», наверное, можно назвать меня жестким тренером. Но не думаю, что кто-то может назвать меня самодуром, я всегда стараюсь принимать взвешенные и аргументированные решения. В каждом сезоне мы все движемся к общей цели и должны, и без взаимопонимания прийти к ней будет просто невозможно.

– Предположим, что в вашей команде есть игрок, который по уровню своего мастерства заметно превосходит всех своих партнеров, его игра дает результат команде,но при этом негативно влияет на атмосферу внутри команды: ведет себя высокомерно по отношению к партнерам, позволяет себе спорить с тренерами и т.д. Что будете делать в такой ситуации?

– В любом случае, возникновение таких ситуаций – это вина тренера. Наставник должен найти общий язык со своим подопечным, правильно определить для него роль в команде и доказать, что именно в этой роли он будет максимально полезен. Все люди разные и манера поведения у всех разная. Но хоккей – это командная игра, и только командная работа в итоге принесет результат. За семь лет в студенческом хоккее было большое количество игроков, с которыми я не сработался. Они были звездами лиги до того, как попали ко мне в команду, но в нашу модель игры они не вписались. Так бывает. Но в том и наша вина – мы не смогли правильно вписать этих хоккеистов в нашу модель игры.

Все эти рассуждения так или иначе сводятся к одной фразе: «У кого кубок – тот  и прав». Если ты выигрываешь, значит ты все делаешь правильно.

Фото: StudentSport.ru

– В спорте давно существует негласное правило: «Выигрывает команда, проигрывает – тренер». Вы с этим изречением согласны?

– Не со всем согласен в этом изречении, но, что в поражении виноват тренер – это абсолютно точно. Бывают проигранные матчи, в которых мне не в чем упрекнуть своих игроков. Кого мне тогда винить за поражение? Только себя. Если мы проигрываем оппоненту по всем статьям, значит мы плохо подготовили команду – не создали для игроков условия, чтобы в конкретном поединке они показали свой лучший хоккей. Игроки – это главные действующие лица в хоккее. Они выходят на лед и они добывают победу. 

Тренер – это тот человек, который должен брать удар на себя, нести ответственность за результат и при этом осознавать для себя все риски. Если вы не готовы к этой ответственности, лучше не выбирать для себя профессию тренера.

– Насколько остро и болезненно вы переживаете поражения, и есть ли у вас эйфория после важных побед?

– Я очень эмоциональный человек, и те люди, которые знают меня и видели меня на играх, могут это подтвердить. Процитирую героя Бреда Питта из фильма «Человек, который изменил все»: «Я ненавижу проигрывать даже сильней, чем я люблю выигрывать». Для меня самый ужасный момент в матче, это когда я иду поздравлять тренера соперников с победой, и неважно, выиграл он заслуженно или незаслуженно. Он выиграл – он молодец, я проиграл – я не молодец. Можно назвать это юношеским максимализмом, но по-моему в этом и есть чистота спорта.

Фото из личного архива Георгия Катина

– На ваш взгляд, какой самый большой плюс и какой самый большой минус в работе главного тренера команды Студенческой хоккейной лиги?

– Плюс – это опыт, который ты нигде не получишь. Для молодого специалиста это идеальная площадка для самореализации. Ты получаешь возможность поработать со взрослой командой, повзаимодействовать с игроками, научиться правильно доносить информацию. Здесь ты можешь работать, не отбывать номер. Работа тренера не в том, что ты будешь красиво выглядеть на фотографии, а в том, что том, чтобы ежедневно думать, искать, анализировать, изучать и пытаться сделать свою команду сильней.

Главный минус этой работы в том, что ты тратишь на нее очень много сил и эмоций. Быть может это не всем видно, но психологическая нагрузка, которая ложится на тренеров в хоккее, очень высока. Сезон очень длинный, и в ходе него мы не имеем права на отдых. Мы должны работать и развиваться каждый день, и не упускать никаких, даже мелких, деталей.