– На мой взгляд, снайперский талант в баскетболе – это, прежде всего, врожденный талант. Конечно, любой может развивать в себе определенные навыки, но они рано или поздно достигнут «потолка» в своем развитии. У элитных снайперов есть чувство кольца, чувство мяча и чувство дистанции, природа существования которых трудно объяснима, это либо заложено в игроке, либо нет. Этими факторами объясняется тот факт, что люди, не имеющие хорошей бросковой техники, действуют с лучшим процентом попадания со средней и дальней дистанции, чем игроки с идеальной бросковой техникой. Конечно, любой баскетболист может отточить свой бросок до определенного уровня и иметь хороший процент реализации бросков, но при отсутствии врожденного таланта он вряд ли будет считаться суперснайпером.

Фото: АСБ, vk.com/asbasket

Конечно же, снайперский талант в игроке можно разглядеть уже на начальной стадии его карьеры. Один из главных критериев – то, как работает при броске кисть игрока, насколько она мягка. Но бывают ситуации, когда процент попадания у юного игрока растет с каждым годом. Этого можно добиться в том числе и за счет большого объема бросков на тренировках и работы над техникой, но опять же, суперснайпером такие игроки вряд ли станут. 

В процессе роста и взросления каждый игрок имеет свои физиологические и анатомические особенности организма, которые влияют на его бросковую технику. Да, есть эталонные техники у снайперов уровня Томпсона, Богдановича или Карри, но даже в их бросковых стилях есть различия. Поэтому я думаю, что если игрок попадает, но при этом его бросковая техника далека от идеала, не нужно искать от добра добра и пытаться переучить его. Если снайпер уже сформировался как игрок, не стоит не только ломать уже существующую у него бросковую технику, но даже корректировать ее. 

При этом, без постоянной коррекции базовых вещей в технике у юных игроков она может портиться, отчего процент реализации у баскетболиста со временем может начать снижаться. Поэтому в тренировочном процессе этим базовым вещам должен уделять внимание любой снайпер. Но повторюсь, ломать технику снайперу и переучивать его полностью я бы не стал.

Специальных упражнений для снайперов на тренировках нет. Все они в основном нацелены на то, чтобы сохранить у бросающего правильную технику и правильную биомеханику. В принципе, через эти упражнения проходят все игроки, которые только учатся бросать или совершенствуют свой бросок. Различие только в том, что и у прирожденных снайперов есть талант, который нужно не только сохранить, но и по возможности развивать и дополнять правильной техникой, увеличивая процент реализации. А развивать талант на тренировках можно за счет большого количества бросков или  моделирования различных игровых ситуаций, в которых завершающий бросок после открывания или ведения выполняет конкретный игрок. Если бы существовали специальные упражнения, позволяющие развить снайперский талант, то все в баскетболе были бы снайперами и не промахивались.

Конечно, даже у лучших снайперов бывают матчи, в которых они демонстрируют непривычно низкий для себя процент реализации. Тренер должен делать выводы в такой ситуации, руководствуясь тем, какие броски совершает этот игрок и какие решения он принимает на площадке. В студенческом баскетболе игроков не стоит ругать за попытки вернуть свой бросок по ходу поединка, если его броски оправданы и вытекают из хода игры. Снайпер всегда должен верить в свой бросок. Психологическая устойчивость и уверенность – это также очень важные качества для любого снайпера. Задача тренера – правильно реагировать на происходящее на площадке, и в правильный момент при необходимости сместить акценты в атаке своей команды.